Раскрыты тайны Ленинградской блокады

27 января мы в очередной раз будем праздновать День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Недавно я набрал ради интереса в Яндексе слова «Блокада Ленинграда» и получил такой...

27 января мы в очередной раз будем праздновать День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Недавно я набрал ради интереса в Яндексе слова «Блокада Ленинграда» и получил такой ответ: «После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года».

Вы что-нибудь поняли? Да тут не то что десятиклассник, толком не разберется даже выпускник университета. Как случилось так, что за 73 года было выпущено несколько сот книг и тысячи статей по осаде Ленинграда в 1941–1944 годы, но столько осталось белых пятен и недомолвок? Да и вообще, как мог 872 дня держаться осажденный Ленинград? Ведь подобной осады не было в истории человечества!

В первые месяцы Великой Отечественной войны германские войска разгромили части Красной армии в Прибалтике, Белоруссии и на Украине, стремительно овладели Крымом и… встали как вкопанные в предместьях Ленинграда. Что же произошло? Может быть, советские летчики, танкисты и пехота менее мужественно дрались под Минском, Киевом и Уманью? А ведь там за несколько дней были полностью уничтожены и пленены куда более крупные советские группировки, чем под Ленинградом.

В хрущевско-брежневские времена нас уверяли, что врага остановили «ленинградские большевики». Это меня еще в школе наводило на крамольные мысли, что, мол, в Киеве коммунисты были второго сорта, а в Минске, сданном на шестой день войны, вообще – некондиция. А сейчас либералы утверждают, что немцев остановила «питерская интеллигенция». Она-де рафинирована особым способом. Мол, послушали немцы Шостаковича и Ольгу Берггольц и сразу остановились.

Нет. Немцев остановил русский бог войны – тяжелая артиллерия фортов, железнодорожных установок и кораблей. А держаться помогли грамотные действия Ставки Верховного главнокомандования, благодаря которым несмотря на блокаду Ленинград не только снабжался продовольствием, но и на высоком уровне поддерживалась боевая мощь Ленинградского фронта и Балтийского флота.

СДАВАТЬСЯ НИКТО НЕ СОБИРАЛСЯ

С 1991 года либералы возлагают вину за гибель людей в блокаду на… Ставку. Ну а телеканал «Дождь» докатился до проведения опроса: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Якобы 53% ответили «да», и 47% – «нет». Подобный опрос – и кощунство, и полный идиотизм. С равным успехом можно спросить, а не лучше ли было жителям Ленинграда улететь на Марс?

Начну с того, что советские войска никогда не сдавались. В 1904 году генерал Стессель сдал японцам Порт-Артур, а в мае 1905 года адмирал Небогатов в Цусимском проливе – эскадру из четырех броненосцев. В 1942 году англичане сдали мощнейшую крепость Сингапур, а еще ранее, в мае–июне 1940 года, немцам сдались голландская, бельгийская и французская армии. У нас же в 1941–1945 годы не сдался ни один полк, ни один боевой корабль. Просто сдача противнику в уставе Красной армии не предусматривалась.

К моменту захвата Шлиссельбурга 6 сентября 1941 года в войсках Ленинградского фронта состояло свыше полумиллиона солдат и офицеров. И это без Балтийского флота. Ни фронту, ни флоту из Ленинграда уходить некуда. Оставалось драться или капитулировать. И если бы кто-то из командования отдал приказ о сдаче, он был бы немедленно расстрелян офицерами или даже солдатами. Даже Сталин, отдав приказ о сдаче без боя Ленинградского фронта и Балтийского флота, сам себе подписал бы смертный приговор.

Гитлер же и не собирался принимать капитуляцию Ленинграда. Он приказал сравнять город с землей. Даже если бы случилось чудо и фюрер записался бы в гуманисты, снабжать город немцы не имели возможности, поскольку все шоссейные и железные дороги на оккупированных территориях работали на пределе своих возможностей и все равно не могли полностью обеспечить вермахт ни топливом, ни продовольствием, ни боеприпасами.

Города, даже занятые немцами с ходу, без длительных боев, как, например, Минск и Киев, потеряли во время оккупации от 70 до 90% населения.

Кстати, по правилам войны еще с XVI века было положено при сдаче города или крепости оставлять всю военную технику и имущество нетронутыми. В противном случае другая сторона будет считать гарнизон нарушителем военных законов и поступать с ним соответствующе.

В сентябре 1941 года в Ленинграде было больше подводных лодок, чем во всем кригсмарине. Недаром Черчилль слезно молил Сталина в случае взятия немцами Ленинграда взорвать корабли. При грамотном использовании немцами кораблей Балтийского флота они могли бы сорвать снабжение Англии и «выиграть» битву за Атлантику.

На фортах Ленинграда, на НИМАПе (полигон на Ржевке) и в частях Ленинградского фронта было больше тяжелых орудий, чем на всех остальных наших фронтах и в тылу. Сталин с сарказмом писал Жданову: «У вас тяжелых танков (КВ) больше, чем на всех остальных фронтах».

И все это надо было отдать немцам? И заплатить за сдачу Ленинграда миллионами жизней?

В случае сдачи Ленинграда были бы потеряны Мурманск, Архангельск и Северный флот, прерваны коммуникации с союзниками на Севере. Ну а дальше… Дальше пусть допишут любители фэнтези.

ПОЧТИ СОРВАННАЯ ЭВАКУАЦИЯ

А теперь пару слов о том, что делали власти и жители города перед началом блокады. Почему еще до начала войны не поехали из города на отдых сотни тысяч иждивенцев (неработающих женщин, детей, пенсионеров)? Они что, не читали советскую прессу? Я еще студентом проштудировал подшивки газеты «Правда» за 1939–1940 годы. Там подробно и объективно рассказывалось о массированных бомбардировках городов Германии и Италии британской авиацией и соответственно люфтваффе – английских городов. Неужели никому не приходило в голову, что Ленинград будут бомбить в первые же дни войны? Благо с севера даже при новой границе подлетное время до города составляло менее 10 минут.

В начале 1941 года население Ленинграда составляло около 3 млн человек, из которых свыше 2,5 млн были люди, приехавшие туда несколько лет, а то и месяцев назад. Судите сами: в 1920 году в Ленинграде проживало 722 тыс. человек. Из них как минимум тысяч 200 выслали или посадили в 1930-х годах (были специальные чистки города от дворян, бывших чиновников и интеллигенции, деклассированного элемента и т.д.).

Родственные узы 80 лет назад были куда более тесными, и поехать в деревню к троюродному дяде на ПМЖ не считалось зазорным. Ну а государство бесплатно или за 30% давало путевки в дома отдыха, санатории, пионерские лагеря и т.д.

Увы, к 22 июня из Ленинграда на отдых уехали очень немногие, несмотря на повсеместные разговоры о войне.

Через неделю после начала войны, 30 июня, по адресу канал Грибоедова, д. 6 был открыт городской эвакопункт. Через несколько дней открылись и районные эвакопункты. На 12-й (!) день войны Ленсовет принял постановление об эвакуации из города 400 тыс. детей. Увы, по этому постановлению до начала блокады удалось вывезти только 311,4 тыс. детей.

Июль–август 1941 года. Повсеместные отступления наших войск. На севере грохочет канонада – наступают финны. Немцы бомбят Ленинград. А сотни тысяч упрямых дам категорически отказываются эвакуироваться. Инструкторы обкома стали угрожать упрямицам лишением продовольственных карточек. В ответ: «А мы и без них проживем». Нетрудно догадаться, что главным мотивом и до 22 июня, и в первые 8 недель после было – «А вдруг мой Петя загуляет?»

Тем не менее через эвакопункты (а были и другие пути эвакуации) было отправлено до 6 сентября 1941 года 706 283 человека. В октябре–ноябре 1941 года на судах Ладожской флотилии эвакуировано 33 479 человек.

По ладожскому льду вывезли 539 тыс. человек. И, наконец, с открытием навигации 1942 года с мая по ноябрь на судах через Ладогу убыло 448 699 человек. 1 ноября 1942 года эвакуация из Ленинграда была официально закончена. Далее выезд из города производился лишь по спецпропускам.

СНАБЖЕНИЕ ГОРОДА

Ставка делала все возможное и для организации воздушного моста Ленинград – Большая земля.

20 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом», согласно которому предполагалось доставлять в город ежедневно 100 т грузов и эвакуировать 1000 человек.

Для перевозок стала использоваться базировавшаяся в Ленинграде Особая северная авиагруппа гражданского флота и включенный в ее состав Особый Балтийский авиационный отряд. Также выделялись три эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) в составе 30 самолетов Ли-2, которые совершили первый рейс в Ленинград 16 сентября. Позже было увеличено число подразделений, участвующих в авиаснабжении. Также для перевозок использовались тяжелые бомбардировщики ТБ-3.

21 ноября 1941 года по воздуху в Ленинград было доставлено максимальное за сутки количество грузов – 214 т. С сентября по декабрь в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тыс. т продовольствия и вывезено 50 тыс. человек.

Прокладывание кабеля связи по дну Ладоги на Большую землю началось 10 августа, а уже в октябре 1941 года телефонная и телеграфная связь по этому кабелю работала бесперебойно.

В конце 1941 года при подходе немцев к Волховской ГЭС часть электрооборудования была демонтирована и эвакуирована. Весной 1942 года Волховстрой заработал вновь. По дну Ладожского озера по приказу Сталина было проложено пять силовых кабелей. Первый кабель проложили за 47 дней, и уже 23 сентября 1942 года электроэнергия пошла в Ленинград.

В декабре 1942 года потребление электроэнергии в Ленинграде возросло в 4 раза по сравнению с августом.

25 июня 1942 года вышло постановление ГКО о создании на Ладоге трубопровода протяженностью 30 км, из которых более 20 км – по дну озера. Подобных сооружений к 1942 году не было в мире, а тут пришлось вести трубопровод под авиабомбами и артобстрелами противника.

Строительство трубопровода началось 5 мая, а завершилось 19 июня 1942 года, то есть трубопровод был построен всего за 46 суток. Желающие могут сравнить эти сроки со временем строительства кабелей и трубопровода через Керченский пролив в 2014–2016 годы.

20 мая 1942 года бензин и нефть пошли в осажденный Ленинград (последовательно несколько видов нефтепродуктов). Работы по строительству трубопровода велись столь скрытно, что немцы не узнали о них до конца блокады.

С 24 мая по 3 декабря 1942 года суда Ладожской флотилии перевезли 55 тыс. т топлива, а по трубопроводу поступило 32,6 тыс. т.

Были и иные, иной раз даже экзотические способы снабжения Ленинграда.

Так, в марте 1942 года в Лоухском оленеводческом совхозе было отобрано 300 лучших оленей. Оленей и два вагона мороженой рыбы по железной дороге доставили в Тихвин. Там оленей разделили на две группы: одна пошла по льду Ладоги в упряжках с нагруженной на нарты рыбой, а другая была отправлена гуртом. В результате до самого Ленинграда не потребовалось ни одной автомашины.

300 голов оленей – это около 15 т мяса – и 25 т рыбы ленинградцы получили в марте сверх того, что мог доставить в город автомобильный транспорт по ледовой дороге. А это более чем двухмесячная официальная норма на 10 тыс. человек.

НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ГЕРОИ

О защитниках Ленинграда с 1945 года написаны сотни книг, но, увы, практически все авторы сконцентрировали свое внимание на героизме личного состава, роли коммунистической партии и отдельных полководцев, действиях авиационных, танковых и пехотных частей. Бог войны как-то остался в тени. И тут дело не только в субъективизме авторов, но и в закрытости материалов о действиях нашей и германской артиллерии. Дело в том, что форты, командные пункты и другие подземные сооружения Ленинграда были после войны восстановлены и служили армии и флоту многие десятилетия. Многие из них использовались для базирования ракетных частей, как узлы связи, склады и т.д.

Крайне взрывоопасной является тема о действии советской дальнобойной артиллерии по захваченным немцами дворцам и другим зданиям в окрестностях Ленинграда – в Петергофе, Стрельне, Гатчине, Павловске и т.д.

С переходом главных сил флота из Таллинна в Кронштадт 30 августа 1941 года все прибывшие корабли, кроме лидера «Минск», который требовал аварийного ремонта, были включены в систему обороны города. Таким образом, к началу боевых действий для отражения прорывавшихся к Ленинграду германских войск в системе артиллерийской обороны были: линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсера «Киров», «Максим Горький» и «Петропавловск», 1-й и 2-й дивизионы эсминцев в составе 10 вымпелов и 8 канонерских лодок.

Со стороны Финского залива Ленинград прикрывала Кронштадтская крепость, сооружение которой началось еще при Петре Великом. Самым сильным фортом Кронштадта был форт «Красная горка», выдвигавшийся на южном берегу Финского залива на 20 км на запад от оконечности острова Котлин.

Ко времени подхода немцев к Ленинграду на вооружении форта «Красная Горка» находились следующие батареи.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector