Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.
Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художник Владимир Серов, 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.