Сегодня отношения России и Китая во многом определяют геополитическую карту мира. 330 лет назад две державы впервые посмотрели друг на друга, схватившись в жестоком бою за маленькую крепость Албазин, стоявшую на берегу Амура.
Хотя соседями две великие державы стали только во второй половине XVII века, какие-то представления друг о друге у русских и китайцев имелись до того. В XIII-XIV веках они были подданными одной огромной монгольской империи. Пленные русские десятками и сотнями угонялись в Китай. Мастеровые люди с Владимирщины, Рязанщины и Киевщины находили применение своим умелым рукам на Пекинщине и Шанхайщине. Пленные ратники русских княжеских дружин на берегах Хуанхэ служили новым хозяевам. В 1331 году в Китае было создано даже отдельное подразделение из славянских иноверцев, получившее пышное название: «Охранный русский полк, прославившийся верноподданностью». Русские женились на китаянках, постепенно ассимилировались, растворяясь в огромном населении Поднебесной Империи.
На Руси о Китае знали гораздо меньше. Бухарские купцы привозили диковинные товары из далекой страны, а их рассказы о Китае передавались из уст в уста, искажаясь до неузнаваемости.
Тобольчанин Семен Ремезов в конце XVII века записывал подобные россказни: «Китайское царство имеет тринадцать углов и в каждом углу по тринадцать тысяч городов. Там по аршину в день растёт трость коленцами, там живут львы и «облезьяны», там печи топят чёрными камнями, а пшено хватают из тарелок спичками. Там бог — болван Барахман, и есть Далай, который живёт по луне: месяц — он дитя, полная луна — он муж, луна убудет — он умирает, а потом снова воскресает».
К тому времени русские землепроходцы уже освоили Сибирь и появились на берегах Амура. О существовании земли Даурии, богатой пушниной, серебром и золотом, впервые услышал от тунгусов письменный голова якутской канцелярии Еналей Бахтеяров в 1641 году. Сам он до тех краев не добрался, но уже через три года Василий Поярков с казаками проплыл по Амуру. Дауры неласково встретили непонятных русских, требовавших от них дани-ясака. Зимой 1645 года они осадили острожек с зимовавшими там казаками. В поярковском отряде начался голод и мор. Отчаявшиеся казаки начали поедать трупы врагов, что не добавило им популярности среди местного населения. Тем не менее, позднее Поярков заявлял, что заставил нескольких местных князьков присягнуть на верность русскому царю, и забрал у них пушнину в качестве дани. Понимали ли сами вожди дауров и гиляков под чем именно их заставляют расписываться и для чего отбирают добытые меха — неизвестно.
Неудивительно, что когда в 1650 году по Амуру прошел слух о появлении новых русских под командой Ерофея Хабарова, дауры просто бросили свои городки и убежали в окрестные леса. Хабаров три года гулял по Амуру, грабя запасы разбежавшихся аборигенов. В конце концов он так разошелся, что начал притеснять собственных казаков. Те арестовали его и в цепях отправили сперва в Якутск, а затем в Москву.
Памятник Ерофею Хабарову в Хабаровске
Неудивительно, что к китайцам, которые вели себя более цивилизованно, дауры относились уважительнее. Воины императора появились на берегах Амура почти одновременно с русскими. В 1640 году они подавили сопротивление дауров и эвенков, казнили их вождя Бомбогора и признали побережье Реки Черного Дракона (так называли в Китае Амур) еще одной частью Империи. Присоединение было проведено с соблюдением всех китайских церемоний, дауры понимали, кому, за что и сколько они обязаны платить. После присоединения Амура к Китаю новые набеги русских казаков не могли не спровоцировать межгосударственного конфликта. Во избежание этого Россия попыталась установить с Китаем дипломатические отношения.
Подобные попытки предпринимал еще Иван Грозный, но его посольства просто не добрались до границ Поднебесной. Первым до Пекина доехал посланник царя Алексея Михайловича Фёдор Байков. В 1656 году он пытался добиться аудиенции у императора Шуньчжи, но столкнулся с неожиданной дипломатической проблемой. Правители Поднебесной считали всех жителей земли своими подданными и требовали от иностранных послов, чтобы те подползали к трону императора на коленях и троекратно бились лбом об пол у ног владыки. Гордый россиянин справедливо счел, что такой церемониал станет унижением для его государства и его царя и отказался ползать на брюхе перед богдыханом. Китайцы очень удивились нежеланию варвара исполнить элементарный обряд коу-тоу, посадили Байкова на несколько месяцев в тюрьму, а когда он там так и не одумался, отправили его обратно в Москву ни с чем. С таким же плачевным результатом окончилось и следующее русское посольство в Китай под руководство Николая Спафария в 1675 году.
Обряд Коу-тоу на монументе Самджеондо в честь присоединения Кореи к Китаю, 1639 год
Развитие событий в Приамурье тонкости дипломатического протокола остановить не могли. К тому времени там уже возникли базы, с которых русские лихие люди совершали ясачные набеги на приамурских туземцев. В 1653 году был основан Нелюцкий острог, а чуть позже на островке при впадении реки Кумары в Амур поднялся Кумарский острог. Разорение дауров и гиляков стало более планомерным. Но они к тому времени уже были подданными Империи, которая не замедлила нанести ответный удар. Сперва сами китайцы не хотели марать руки, воюя с северными варварами. На эту грязную работу они отрядили данника — тунгусского князя Гантимура. Тот сжег Нелюцкий острог и перегнал окрестных земледельцев-дауров южнее, под защиту китайской крепости Нингута.
Вид на Нерчинск, 1710 год
Русские намёка не поняли и не унялись. Они возродили спаленный острог, дав ему новое название Нерченский, и даже попытались захватить китайскую крепость. При неудачной осаде много казаков полегло под огнём китайских пушек, однако наглость северян заставила неповоротливую Империю присмотреться к ним повнимательней.