Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»

Прощание с Одессой было горьким и тяжелым. Некогда красивейший город Черноморского побережья лежал в руинах. А из дымного сумрака по деревянным трапам на борт все брели и брели солдаты — усталые, раненые, несущие на плечах обессилевших товарищей. Погрузка войск шла всю ночь, и лишь когда начало светать, фалрепный на трапе отрапортовал:

— Пехота на борту!

Крейсер принял более тысячи человек. Такое количество народа в кубриках не разместить — там и своему-то экипажу тесновато! Поэтому бойцы расположились прямо на верхней палубе. Когда погрузка была закончена, командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский, державший в походе флаг на «Червоной Украине», дал команду сниматься с якоря.

Но о выходе кораблей, эвакуировавших гарнизон, прознала германская разведка. Через два часа после выхода из Одессы крейсер был атакован эскадрильей «Юнкерсов». Бомбардировщики отступили под зенитным огнем крейсера, не причинив ущерба, но на смену улетевшей стае через двадцать минут явилась новая… И так — до самого Севастополя. К счастью, ни одного прямого попадания бомб в корабль не бы было, только мелкие осколочные повреждения от близких разрывов фугасов в воде.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
«Червона Украина» в Севастополе. Аэрофотосьемка. Позиция крейсера у причала указана стрелкой

Прибывавшие в Севастополь части Приморской армии сразу шли на переформирование и в тот же день направлялись на Ишуньские позиции под Перекоп. Но закрепиться там им не удалось, и 30 октября 1941 года фашистские войска вышли к Севастополю.

Опыт всех войн двадцатого столетия был однозначен: находясь на рейде можно довольно эффективно поддерживать сухопутные войска артогнем, продлевая жизнь осажденного гарнизона и сдерживая врага. Но, с другой стороны, крейсер на рейде лишен одного из своих главных боевых преимуществ — свободы маневра. Вспомним, как погибли под огнем осадной артиллерии на внутреннем рейде города отважные порт-артурцы! А в условиях новой войны присутствует еще и бомбардировочная авиация, для которой корабль на «бочке» или у причала — пусть и огрызающаяся зенитками, но все же весьма лакомая мишень…

Из Севастополя, который мог быть оставлен со дня на день, явно пора было уходить. Военный совет флота разработал план отступления эскадры в Новороссийск и Поти, причем, сначала покидали город госпитальные транспорты, затем, постепенно, боевой состав. Два крейсера — «Красный Крым» и «Червона Украина» — должны были эвакуироваться последними, выполнив сперва еще одну боевую задачу — обстрел войск противника, наступающих со стороны хутора Мекензи.

Немцы начали штурм Севастополя 11 ноября. В этот день «Червона Украина» по-прежнему была занята обстрелом береговых немецких позиций и выпустила по врагу более 600 снарядов главного калибра. Это в значительной мере задержало вражеское наступление — пехота вермахта буквально искупалась в собственной крови. От одного из передовых батальонов, например, в живых осталось только четыре бойца. Ночью в германском штабе генералы держали совет и пришли к выводу: чтобы не нести массовые потери, надо задержать штурм на несколько дней и сначала извести зловредный русский крейсер.

Сделать это решено было решено проверенным методом — с помощью авианалета. «Юнкерсы» обнаружили «Червону Украину» в Севастополе — прямо у Графской пристани. В первой волне бомбардировки участвовало 28 самолетов, это были опытные асы ВВС Германии, переброшенные в Крым из Средиземноморья, где они уже не раз выдерживали бои против кораблей британского флота. Пикировщики шли звеньями по трое, нападая то строем, то с разных курсовых углов, чтобы посеять неуверенность и панику среди зенитчиков.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
«Червона Украина» под бомбежкой. Аэрофотосьемка

Крейсер открыл плотный заградительный огонь всеми стволами, которые только можно было задрать вверх — вплоть до того, что низколетящую цель обстреливал из главного калибра. И немцы дрогнули: успешно отбомбиться первая волна не смогла.

Лишь трем самолетам удалось прорваться сквозь огонь и пройти прямо над крейсером. Первая бомба разорвалась в воде в 5-7 метрах от правого борта. Ее осколки брызнули по обшивке, спровоцировали на деревянной палубе небольшой пожар. Взрывной волной буквально вынесло за борт торпедный аппарат и сбросило матроса. Второе попадание пришлось в палубу бака, причем, пробив настил, бомба взорвалась на нижней палубе.

В результате взрыва бомбы в воде в районе 9-12 шп., были затоплены помещения от форпика до 15 шп. Нижняя палуба деформирована и местами разорвана. Обшивка правого борта на длине от 0 до 25 шп. и по высоте от ватерлинии до палубы полубака пробита многочисленными осколками. На 49 шп. от борта до борта разошелся шов настила верхней палубы, появилась щель шириной около 150 мм; на 48 шп. на настиле нижней палубы возникла трещина; обшивка бортов лопнула и клинообразная трещина ушла под броневой пояс; дифферент был особенно выражен от 49 шп. в сторону форштевня и составлял 1 м. Верхняя палуба до 10 шп. ушла под воду.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
Последняя фотография «Червоной Украины» на плаву — за 2 часа до налета

На верхней палубе, в районе 4-го торпедного аппарата от взрыва авиабомбы образовалась пробоина площадью 4 квадратных метра. В районе мастерской осколками повреждены запасные масляные цистерны, три бочки с дымсмесью и бензином. Горели разлившийся бензин, краска надстроек, дерево разбитой палубы и шланги для приема топлива. В районе лазаретного отсека (92-100 шп) в 23-х местах осколками бомбы пробило борт выше броневого пояса. В лазарете горели матрацы и белье. Стена огня поперек палубы поднялась до мостика.

Заклинило 130-мм орудия № 2, 3, 4; 6, 11, 12, вышли из строя все три 100-мм зенитные установки и четыре 45-мм пушки, 14 моряков погибли, 90 получили ранения.

Деревянный настил палубы тоже загорелся, сквозь пробоину вырвались жаркие огненные языки, повалил густой дым. Собственный дивизион живучести понес потери и был не в силах справиться с возгоранием. К счастью, поблизости оказался портовый буксир «Комсомолец», который подошел вплотную к горящему крейсеру и направил прямо в дымящуюся пробоину мощную струю брандспойта. На тушение пожара таким способом ушло всего 5-6 минут.

Но новая волна бомберов не заставила себя ждать. В 11:00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12:24 ещё три бомбы разорвались в непосредственной близости от борта в воде. Корабль получил две большие пробоины в носовой части — с правого и левого бортов. В отсеки поступило более 3 тысяч тонн воды, осадка носом увеличилась настолько, что по палубе полубака уже буквально ходили волны. пользоваться носовой артгруппой стало невозможно. Тем не менее, «Червона Украина» продолжала отбиваться от наседавших «Юнкерсов» всеми уцелевшими зенитками.

Из воспоминаний директора морского завода Сургучова, свидетеля и участника боя:

— Всё это происходило метрах в двухстах от того места, где я стоял, нас разделяла Южная бухта. Неподвижный крейсер оказался в очень невыгодном положении. Бомбы рвались со всех сторон, вода вокруг бурлила. Задымили дымовые шашки, — видимо, в них угодили осколки. Потом взметнулся уже не столб воды, а столб огня и дыма — бомбы попали куда-то в район основания носовой трубы. Находившихся там краснофлотцев взрывной волной подбросило вверх и откинуло на несколько десятков метров, я видел, как в воздухе летят человеческие тела. А бомбы вокруг корабля все рвались и рвались. «Юнкерсы» продолжали наседать. После одного из взрывов носовая часть «Червоной Украины» заметно осела в воду, выше клюза, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву, стреляя и стреляя без конца.

Глубины у Графской пристани невелики: после распространения затоплений в зону первого котельного отделения крейсер коснулся носовой частью донного грунта. Количество воды в носовых отсеках превысило 4 000 тонн, и собственные средства водоотлива уже не справлялись с поддержанием плавучести. Однако переборки держали, и к вечеру появилась надежда на то, что с темнотой налеты прекратятся. Тогда можно будет привести спасателей с понтонами и организовать водоотлив. О том, что будет дальше, командир корабля И. Заруба старался экипажу не говорить. Город — под угрозой взятия врагом, встать здесь в док на ремонт — подвергнуть себя угрозе плена. Эвакуироваться в Поти «ползком», с пластырями на пробоинах и понтоном под носовой частью, да еще в сопровождении тихоходного спасателя, когда ни скорости выше 5 узлов не разовьешь, ни сманеврируешь под обстрелом — слишком велик риск погибнуть на переходе. Поэтому для начала боевая задача звучала кратко: дожить до утра.

Как только в дымном закате над городом исчез последний бомбардировщик, в 19.30 подошел плавкран и стал готовить крейсер к ремонту. Первым делом были демонтированы носовые орудия главного калибра, затем портовые рабочие и моряки собственного экипажа приступили к выгрузке боезапаса. Все водоотливные средства корабля работали на полную мощность, но вода продолжала поступать, стал нарастать крен на левый борт. Не помогло даже прибытие в полночь спасателя-водоотливника «Меркурий», который завел в отсеки «Червоной Украины» два шланга…

В 3 часа 30 минут 13-го ноября 1941 года по приказу командира началась эвакуация сначала раненых, а затем и здоровых моряков экипажа «Червоной Украины». Через полчаса спасательная партия признала положение крейсера безнадежным и предупредила, что он, вероятно, затонет в течение 10-15 минут. Но судьба не дала морякам и этого времени: едва отвалил от борта последний катер с ранеными, крейсер лег на грунт у пристани с креном около 60°, часть борта и реи обеих мачт выступали из воды.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
«Червона Украина» легла на грунт

Во время авианалета погибло 70 моряков «Червоной Украины». Их тела были позже подняты и похоронены на городском кладбище — в братской могиле. Уцелевшие пополнили ряды защитников Севастополя. Демонтированные с палубы 130-мм орудия были переданы на сухопутный фронт — в состав береговой батареи. А две универсальные 100 -миллиметровки взял вместо искореженных вражеским обстрелом собственных крейсер «Красный Кавказ» — и этим пушкам еще суждено было салютовать освобождению Севастополя…

После войны на месте гибели «Червоной Украины» начались подъемные работы. Конечно, никто не собирался восстанавливать для боевой службы морально устаревший и серьезно поврежденный корабль, который к тому же провел на дне морском без малого четыре года. Однако акваторию следовало расчистить, тела покойных героев страшного боя похоронить с воинскими почестями, а мертвому корпусу корабля найти применение.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
Подъемные работы

Сначала земснарядами очистили место затопления и вырыли в грунте углубление для спрямления затонувшего корабля. Потом герметизировали уцелевшие отсеки и подвели понтоны, подали воздух с поверхности, и 3 ноября 1947 года погибший крейсер был поднят на поверхность.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
Повреждения крейсера «Червона Украина» от близкого разрыва авиабомбы. Снимок в доке, 1947 г

После заделки пробоин в доке корпус был использован в качестве учебного пособия для нового поколения моряков-черноморцев: на нем отрабатывали приемы борьбы за живучесть, использовали на учениях в качестве буксируемой мишени для стрельбы.

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»
Повреждения крейсера «Червона Украина» от близкого разрыва авиабомбы. Снимок в доке, 1947 г

А в нашей общей памяти об огненных годах Великой Отечественной так и остался серый и дымный ноябрьский день в осажденном Севастополе, и стройная, чуть угловатая свинцовая тень у причала — с поднятыми на предельный угол возвышения тонкими стволами горячих зенитных орудий…

Морская слава России. Крейсер «Червона Украина»

«Червона Украина»

автор: Светлана Самченко

источник: polkrf.ru

AesliB