Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

…Наместник — Скрыдлову: «Артурская эскадра вышла в море, сражается с неприятелем. Вышлите крейсера в Корейский пролив».

Это — текст телеграммы, которую получил адмирал Скрыдлов во Владивостоке после выхода 28 июля 1904 порт-артурской эскадры на прорыв из осажденного города. Текст, содержащий один факт, один приказ и… океан неопределенности. Когда покинули Порт-Артур русские корабли? С какой скоростью? Состоялся ли прорыв с боем, и многим ли удалось прорваться? Каким путем потом эти прорвавшиеся решили пойти дальше? Ничего этого адмирал Скрыдлов не знал. Но, принимая во внимание, что в ставке адмирала Алексеева о выходе эскадры тоже стало известно не сразу, командующий рассчитал, что если Витгефту в бою будет сопутствовать удача, флот сможет воссоединиться не позднее середины дня 1 августа где-то севернее Цусимы.

Это самое «где-то» зависело от скорости кораблей и выглядело на карте в виде гигантского пятна — от острова Мацусима до параллели города Фузана…

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Адмирал Скрыдлов. Рисунок из журнала «Нива»

Контр-адмирал Иессен получил от командования подробную инструкцию для своих крейсеров. Отныне главной задачей его отряда было «присоединение и помощь эскадре Витгефта».

Если бы на параллели Фузана встреча с артурцами не состоялась, дальше на юг крейсерам забираться не рекомендовалось, а после 15 часов I августа надлежало покинуть корейские воды и следовать в свой порт.

Насчет же вероятной встречи с неприятелем адмирал Скрыдлов был вполне конкретен: «Если около Фузана усмотрите эскадру адмирала Камимуры, то, не вступая с нею в бой, вы должны отвлекать ее на север в погоне за собой…»

Срочным порядком закончив послепоходный ремонт, в 5 часов утра 30 июля 1904 года Владивостокский отряд снялся с якорей. И сигнал флагманской «России» возвестил об уже состоявшемся выходе на бой артурской эскадры.

С надеждой на долгожданное воссоединение флота шли в этот день в поход русские моряки. Шли, еще ничего не зная о том, что адмирал Витгефт убит, а его корабли вернулись в Порт-Артур, за исключением тех немногих, которые смогли уйти от неприятеля и интернироваться в нейтральных базах…

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Портрет Наместника Его Величества на Дальнем Востоке адмирала Алексеева

Погода была практически штилевая. Видимость — великолепная. И три русских крейсера шли на юг курсом 196 градусов, в строе растянутого фронта с дистанцией между мателотами около 10 кабельтовых, чтобы не пропустить момент встречи. На ночь перестроились в компактный кильватер, а с рассветом вновь разошлись во фронт для поисков кораблей Витгефта.

Маленькую японскую шхуну, замеченную на параллели острова Мацусима, трогать не стали: Иессен запретил отвлекаться от основного задания призованием неприятельских судов.

В этот день у «России» произошла неисправность — в первом котельном отделении выбило клинкет паропровода, и четыре котла флагмана пришлось вывести из действия для ремонта. Адмиралу об аварии докладывать не стали, очевидно, в надежде вскоре исправить повреждение. Однако, в походный условиях быстро произвести необходимый ремонт не удалось.

Четыре котла из тридцати двух… «Недобор» пары узлов полного хода. Казалось бы, почти мелочь!.. Но если бы кто-нибудь мог предвидеть, чем обернется это на следующий день!

В 4 часа 30 минут «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышли на параллель Фузана. Здесь им надлежало держаться, пересекая курсами пролив, примерно до полудня.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Броненосный крейсер I ранга «Россия», флагман Владивостокского крейсерского отряда

Утро первого августа было мглистым, наплывал туман. Было около сорока минут пятого, когда несколько впереди по правому борту сигнальщики отряда заметили размытые силуэты нескольких кораблей. Густые дымы над нечеткой линией горизонта свидетельствовали о приближении целой эскадры. Неужели все-таки Витгефт?..

Но надежды рассеялись вместе с туманом: вторым в строю неизвестного отряда шел крупный, приземистый броненосный крейсер с орудиями в тяжелых башнях и характерным «французским» расположением дымовых труб. Две сближены, третья — у самой грот-мачты.

Такой запоминающейся внешностью мог обладать только один корабль в этих водах — «Адзума», единственный «японец французского происхождения» в составе эскадры адмирала Камимуры.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Броненосный крейсер «Адзума»

Пробили тревогу. Стремительно набирая обороты винтов, русский отряд ложился на обратный курс. На восток! На высоких стеньгах крейсерских мачт взвились, как положено «в виду неприятеля», боевые флаги. Но в бой Иессен не спешил инструкция Скрыдлова предписывала только спровоцировать погоню…

У японцев даже нашлось время на проведение официальной церемонии утреннего поднятия флагов.

В 4 часа 46 минут «Россия» перехватила отрывок вражеской радиодепеши: «Воспрепятствуем русским пройти далее… Будет бой. Нужны еще 2… Проход по флангу с южной стороны загражден…»

Очевидно, японскому адмиралу показалось недостаточным иметь в боевой линии четыре корабля против трех русских, и Камимура поспешил вызвать подкрепление.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Трехдюймовая противоминная артустановка броненосного крейсера «Громобой» и ее наводчик. На рейде — Крейсер «Рюрик» и транспорт Добровольного флота «Лена» .

Японцы — «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Иватэ» — тоже повернули на восток, склоняясь немного к югу, чтобы быстрее выйти на дистанцию открытия огня. И все же начали стрелять чуть ранее, чем расстояние позволило бы попасть — с шестидесяти пяти кабельтовых. А в 5 часов 18 минут по сигналу «России» почти одновременно начали пристрелку и русские крейсера. С этого момента пушки над Корейским проливом не умолкали пять долгих часов…

Обе эскадры набирали ход. «Идзумо» перестарался, форсируя машины слишком интенсивно, и оторвался почти на милю от своих сотоварищей. Японский флагман вне своего кильватера!. . Но удобный для атаки момент был проигнорирован русским отрядом -решительная схватка не входила в планы адмирала Иессена.

Несмотря на бытующее мнение о худшей подготовке русских артиллеристов, сомнительная честь первыми попасть под накрытие принадлежала японцам. На палубах «Токива» и «Иватэ» полыхнули пожары, отлично видимые русским наблюдателям, и контр-адмирал Иессен даже распорядился провозгласить «ура!» в честь первой удачи в этом бою.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Флагман Японской эскадры броненосный крейсер «Идзумо»

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Броненосный крейсер «Адзума»

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Броненосный крейсер «Токива»

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Броненосный крейсер «Иватэ» ( на втором плане — «Идзумо»)

«Лучше подготовленным» неприятельским комендорам удалось пристреляться лишь через четверть часа. Били они классически — по флагману, чтобы лишить противника командования, и по концевому в колонне, стремясь вывести из строя наиболее тихоходный корабль.

«Россия» мало пострадала от первого обстрела, хотя в ее лазарет и поступили первые раненые. На «Рюрике», имевшем больше деревянных деталей корпуса, произошел непродолжительный пожар. Но ни один корабль не получил тяжелых повреждений. Рейдерские крейсера оказались достаточно устойчивы против японских фугасов.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

Крейсер «Россия» и автографы офицеров ее кают-компании

На большинстве схем этого сражения на описываемый момент указано параллельное движение обоих отрядов. В действительности этого быть не могло: русскими артиллеристами отмечается сокращение дистанции стрельбы. Уже в первые минуты после открытия огня противник стал на пять кабельтовых ближе! А японские снаряды начали ложиться с перелетами, поскольку противник не отметил медленного сближения и считал свой курс параллельным русскому.

Иессен все еще надеялся, что дело обойдется погоней и кратковременной перестрелкой. По отряду был дан приказ «Полный вперед!». Приказ, уже невыполнимый для флагманской «России»…

Ей явно не хватало скорости. «Громобой» и «Рюрик», еще не имеющие повреждений в механизмах, начали нагонять своего флагмана и нажимать на него сзади. Создалась угроза столкновения кораблей в строю — безусловно гибельная в подобной обстановке.

Морская слава России. Бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года

«Громобой» и «Россия» на рейде Владивостока. Март 1904 года

Читай продолжение на следующей странице
AesliB