Маленький кораблик с большой добычей

Наконец в 15 милях от порта Кальяо Дрейк перехватил небольшой испанский корабль из Лимы. Интереса в качестве трофея он не представлял, зато его капитан дал англичанам любопытные сведения. По его словам, в Кальяо стояли корабли, пришедшие туда с грузом золота и других драгоценностей. Часть содержимого трюмов уже успели разгрузить, однако была вероятность, что некоторые еще не избавлены от своей драгоценной ноши. Ночью Дрейк вошел в гавань Кальяо, где на якорях стояло несколько десятков кораблей. «Золотая лань», ни в чем не заподозренная, встала между ними. Абордажная партия осмотрела ряд кораблей, экипажи которых находились на берегу – испанцы были так уверены в своей безопасности, что с пренебрежением относились к караулам и вахтам. Впрочем, трюмы оставленных без присмотра кораблей были действительно пусты.

Тем не менее от нескольких захваченных врасплох матросов корсарам удалось выяснить некоторые новости, а также сведения об испанском судоходстве в этих водах. Пока корсары перерезал якорные канаты, чтобы в случае преследования создать дополнительную сумятицу, прибывшие таможенные чиновники заподозрили неладное и подняли тревогу. «Золотой лани» пришлось срочно сниматься с якоря, захватив по пути из гавани очередной испанский корабль «Святой Христофор» с богатой добычей. Когда испанцы опомнились, то послали за Дрейком два спешно снаряженных корабля. Увидев погоню, корсары перегрузили всю добычу со «Святого Христофора» к себе и отпустили его вместе с освобожденными пленниками. Погоня за «Золотой ланью» продолжалась целый день и ожидаемо не увенчалась успехом. Преследователи ни с чем вернулись в Кальяо, а удачливые корсары продолжили свой поход в северном направлении.

Маленький кораблик с большой добычей
«Золотая лань» атакует галеон «Какафуэго». Старинная гравюра

Взбешенный вице-король Перу дон Луис де Толедо пребывал в ярости и приказал направить быстроходный фрегат вдоль всего побережья для оповещения, что в здешних водах орудует «дьявол Дрейк». Сам же возмутитель спокойствия, вовсе не претендовавший на подобный громкий титул, продолжал свое плавание, периодически высаживаясь на берег, где собирал сведения и пополнял запасы. Таким образом была получена информация о «Какафуэго», большом торговом судне, перевозившем золото и драгоценности, которое опережало «Золотую лань» на пару дней. Дрейк немедленно организовал погоню.

1 марта англичане настигли столь желанный приз и захватили его без сопротивления. На борту оказалось золота и других драгоценностей на 400 тыс. песо, из которых более ста тысяч принадлежало королю Филиппу II. Это был очень солидный куш, учитывая, что сумма всей ранее захваченной добычи насчитывала около 440 тыс. песо. После того как драгоценный груз «Какафуэго» перекочевал в трюм «Золотой лани», 7 марта испанец был отпущен. Спустя некоторое время капитан «Какафуэго» дал подробные показания панамским колониальным властям в отношении английского корабля, впечатлений от бесед с самим Дрейком и предположений о его дальнейших планах.

Корсар по-прежнему надеялся встретить своих спутников, однако надежда эта становилась от месяца к месяцу слабее. В апреле 1579 г. «Золотая лань» была уже в центральноамериканских водах, доставив своими действиями множество хлопот местным губернаторам. 13 апреля Дрейк зашел в Гватулько, небольшой, но важный в транспортном отношении порт, вызвав переполох у местных жителей. Пополнив провизию и оставив на берегу всех испанцев и португальца де Сильву, «Золотая лань» вновь ушла в океан.

Маленький кораблик с большой добычей

Дрейк и индейцы Нового Альбиона. Из книги Д. Генри. 1774 г.

Корсар планировал вернуться домой еще не хоженым путем – среди моряков и географов ходили слухи о существовании прохода между Тихим океаном и Атлантикой, только на севере. Так пока еще в неясной дымке рождалась идея о Северо-Западном проходе. Англичанин думал, что стоит пройти еще относительно недалеко на север и можно будет через пролив вновь вернуться в Атлантику. Берега были пустынными и однообразными, температура неуклонно снижалась. Начались туманы, а после них и снегопады. Настроение команды падало, и, поняв, что северный проход в Атлантику в данных реалиях неосуществим, Дрейк повернул на юг.

17 июня 1579 г. к северу от современного Сан-Франциско англичане высадились на берег и приступили к постройке форта для защиты от возможного нападения индейцев. «Золотая лань» нуждалась в ремонте перед ожидающимся броском через Тихий океан. Но отношения с индейцами были настолько дружественными, что Дрейк решил объявить эти земли владением королевы Елизаветы под названием Новый Альбион. Но между новыми землями и родным Плимутом оставалось 16 тыс. миль, и надо было возвращаться. Англичане планировали идти домой через Молуккские острова и мыс Доброй Надежды. 23 июля 1579 г. «Золотая лань» оставила за кормой американский берег, начав путь домой.

Возвращение

Первую землю после перехода через океан англичане увидели 30 сентября – после 68 дней плаванья. Туземцы, получив с борта «Золотой лани» различные подарки, ничего не дали взамен – Дрейк прозвал эту землю островом Воров. В конце октября «Золотая лань» прошла мимо Филиппин и 3 ноября подошла к берегам Молуккских островов. Тамошний султан, которому очень понравилась английская музыка, радушно принял гостей, обеспечив их свежей провизией. 9 ноября на небольшом острове к югу от Целебеса была сделана четырехнедельная остановка с целью подготовиться к финишной прямой.

12 декабря земля, получившая за изобилие на ней характерной живности название острова Крабов, осталась за кормой, а 9 января 1580 г. корабль внезапно наскочил на скалу и крепко застрял. Положение казалось критическим – море волновалось, единственная шлюпка могла вместить только 20 из 58 человек команды, к тому же ветер был от берега. Дрейк, не потерявший присутствия духа, приказал выбросить за борт все ненужное, включая часть провианта и оружия. Неприкосновенность сохранялась только для драгоценностей. После 20 часов непрерывных усилий «Золотую лань» удалось высвободить из плена, и она пошла дальше.

Теперь уже хорошая погода благоприятствовала Дрейку – 15 июня его корабль достиг мыса Доброй Надежды, 22 августа остались за кормой Канарские острова. 26 сентября 1580 г., спустя два года, девять месяцев и 11 дней, «Золотая лань» вошла в Плимут. Первым из соотечественников, которого встретил возвращающийся из кругосветного плавания корабль, был рыбак на лодке – у него поинтересовались, жива ли королева, и получили утвердительный ответ. На берегу было малолюдно – в воскресенье большинство народа находилось в церкви, так что встреча корсаров, привезших добычу на сумму, превышающую 600 тыс. фунтов стерлингов, была более чем скромной. Более того, при дворе королевы начались споры о законности захвата Дрейком таких огромных богатств. Сомнения разрешила сама Елизавета, приказав своему пирату явиться к ней во дворец.

Судьба двух других кораблей Дрейка была не столь удачливой: «Златоцвет», по-видимому, погиб во время шторма, а «Елизавета» вернулась домой в Англию по инициативе своего капитана. На Дрейка обрушились заслуженные почести, богатство и слава. 4 апреля 1581 г. на палубе «Золотой лани» его посвятили в рыцари. Но главное дело еще ждало сэра Дрейка впереди – война с Испанией становилась неизбежной, и скоро к берегам Туманного Альбиона отправится знаменитая Непобедимая Армада. Но это уже другая история.

автор: Денис Бриг

источник: topwar.ru

AesliB