Маленький кораблик с большой добычей

Непростой парень из Девоншира

Жизненный путь Френсиса Дрейка к рыцарскому титулу и званию адмирала начался примерно между 1540 и 1545 годами в Девоншире. Мальчик родился в семье йомена, а уже в 12 лет ушел в плавание простым юнгой торгового корабля и с той поры с морем не расставался. Он хорошо проявил себя в морском деле и поэтому, когда владелец судна, приходившийся Дрейку родственником, скончался, то завещал свой корабль Дрейку. Так почти в 18 лет Френсис стал полноправным владельцем небольшого барка «Юдифь».

Маленький кораблик с большой добычей

Через несколько лет, в 1567 г., по предложению другого родственника Джона Хокинса, совершил экспедицию вместе с другими английскими кораблями в Вест-Индию. Бассейн Карибского моря уже становился питательной средой для формирования целой пиратской индустрии, занимающейся захватом испанских галеонов с золотом и серебром. Процветал тут и другой выгоднейший бизнес – торговля рабами из Африки. Именно этим и планировал заняться Хокинс. Захватив рабов в Гвинее, причем часть пленников подарил ему местный вождь в знак благодарности за оказанные услуги при борьбе с оппонентами, англичане отправились в Вест-Индию, где планировали выгодно сбыть «живой товар». Поначалу их коммерческая деятельность была достаточно выгодной – часть африканцев удалось выгодно продать в колониях Вест-Индии. Но потом экспедиция подверглась нападению испанской эскадры, от которой смогла уйти только «Юдифь» и корабль Хокинса «Миньон». В Англию они возвращались отдельно друг от друга, причем на «Миньоне» свирепствовал жестокий голод, уничтоживший большую часть экипажа. Однако немало полученной от сделок и захваченной у испанцев добычи удалось спасти, и она принесла хорошую прибыль.

Быстро уяснив перспективы, и в первую очередь финансовые, Дрейк в 1572 г. организовал уже собственную экспедицию в Вест-Индию с целью потревожить спокойствие и финансовое благополучие тамошних подданных испанского короля. На двух кораблях под названием «Паша» и «Лебедь» вместе со своим младшим братом корсар направился в район Панамы, где располагался один из важнейших транспортных и перевалочных узлов по отправке серебра и других драгоценностей в Европу. Во время этого похода ему посчастливилось захватить в этом районе большое количество серебра и вернуться в августе 1573 года в Плимут уже богатым и известным человеком.

Из множества английских корсаров, промышлявших на испанских коммуникациях, Дрейк показал себя одним из самых незаурядных, смелых и удачливых капитанов. На вырученные средства корсар приобрел большой дом и три корабля, сам став судовладельцем. Несколько лет его жизнь была более-менее спокойной. Однако в 1575 г. начинается очередной виток обострения англо-испанских противоречий, когда аргументы уже начинают измерять массой пушечного ядра. При дворе королевы Елизаветы тоже были не против прочистить орудийные жерла. Государственный секретарь Френсис Уоллсингем, по совместительству являющийся главой «партии войны», предложил смелый план: снарядить и отправить морскую экспедицию, в задачи которой входило бы нанесение Испании ударов в самых чувствительных и уязвимых частях мира.

На должность командующего подобным предприятием Уоллсингем предложил Дрейка, с которым был знаком лично. Идея пришлась по душе – было создано специальное коммерческое сообщество на паях, куда вложился сам государственный секретарь, высокопоставленные придворные и коммерсанты. Дрейк тоже внес значительную сумму. Все эти меры были приняты для финансирования рискованной, но обещавшей хорошие прибыли экспедиции. Наиболее подходящим районом действий, по мнению Дрейка, должна была стать Америка. Корсар был удостоен тайной аудиенции у Елизаветы, которая полностью поддержала идею и план предприятия, пожелав принять в нем личное, но тайное финансовое участие. Дрейку королева настоятельно порекомендовала держать язык за зубами, в противном случае пригрозив отрубить ему голову.

Вся первая половина 1577 г. прошла в подготовке к экспедиции. Всю информацию о предстоящих планах держали в тайне. Во-первых, испанский посол Бернандино де Мендоса имел достаточно золота для поддержания энтузиазма своих многочисленных осведомителей, во-вторых, в Лондоне имелась и влиятельная партия мира, которая не желала войны с Филиппом II и поэтому могла наделать глупостей. Экипажам кораблей как бы между прочим говорилось о походе в Средиземное море. Де Мендоса же был уверен, что Дрейк отправится в Шотландию. Отношения между Англией и Испанией достигли отметки «безнадежно», и в предстоящей войне уже никто не сомневался. В Лондоне открыто набирали добровольцев для предстоящих наземных операций в Нидерландах. На фоне усиливающейся воинственной риторики Дрейк вышел в море почти не замеченным. 15 ноября 1577 г. его корабли покинули Плимут.

Через океан

Берега Англии под командованием корсара покинули (как оказалось вскоре, ненадолго) пять кораблей. Самым крупным из них был «Пеликан» – грузоподъемностью чуть более 100 тонн и оснащенный 22 пушками. Роль младшего флагмана выполняла 80-тонная «Елизавета» под командованием Джона Винтера, представителя знатной семьи, принявшей участие в финансировании экспедиции. Три остальных корабля были меньшего размера: 50-тонный «Бенедикт», 30-тонный «Златоцвет» и 15-тонный «Лебедь». Личный состав на всех кораблях насчитывал 164 человека, которым перед отплытием сообщили, что эскадра отправляется в Александрию. Однако вскоре после отплытия корабли попали в шторм, и некоторые из них получили серьезные повреждения. Пришлось вернуться в Плимут и, произведя необходимый ремонт, выйти в море 28 ноября, окончательно покинув родную гавань.

Маленький кораблик с большой добычей
Схема кругосветной экспедиции «Золотой лани»

На случай потери друг друга из вида в море была оговорена точка сбора у острова Могадор, расположенного у Марокканского побережья. 25 декабря, пользуясь попутными ветрами, эскадра Дрейка собралась в назначенном месте. После пополнения запасов и заключения ряда торговых сделок с местным населением корабли двинулись в сторону мыса Кап-Блан на западном побережье Африки. В эту точку пришли в середине января уже нового, 1578 года, захватив по пути несколько испанских кораблей. Забрав с них все ценное и большую часть провианта, Дрейк отпустил испанцев. Один из трофейных кораблей он решил оставить у себя, передав владельцу вместо него «Бенедикт». Нового участника экспедиции переименовали в «Христофор».

Через несколько дней англичане снялись с якорей и направились к островам Зеленого Мыса, где был захвачен испанский корабль с большим грузом различных товаров. Однако самым ценным трофеем было наличие на испанце опытнейшего штурмана, 60-летнего Нуньеша Сильвы, которого, после того как испанский экипаж был отпущен, Дрейк любезно попросил остаться. Впоследствии Сильва находился на эскадре в качестве штурмана более 15 месяцев.

В первых числах февраля корабли покинули острова Зеленого Мыса и двинулись в сторону Бразилии. Теперь уже все экипажи знали о целях и задачах похода. 1 апреля 1578 г. впередсмотрящие заметили, наконец, берег. Это была Южная Америка. Преодоление Атлантики прошло беспрепятственно, и 5 апреля эскадра подошла к берегу устья Ла-Платы. Экипажам требовался отдых после долгого плавания. Переждав неожиданно разразившийся шторм во многом благодаря мастерству Нуньеша Сильвы, и сделав необходимую передышку, Дрейк вошел в устье Ла-Платы и двинулся вверх по реке. Поход был спокойным, удалось пополнить запасы пресной воды.

Через неделю Дрейк повернул обратно и, выйдя из реки, направился на юг вдоль побережья. Тут обнаружилось, что один из кораблей, «Лебедь», пропал. Сигналы о том, что его командир, Томас Доути не обладал достаточной степенью надежности, Дрейк получал еще в Англии, но поначалу не придавал этому значения. 12 мая корабли встали на якорь в удобной бухте, однако внезапно потемнело, и началась буря. Утром следующего дня выяснилось, что исчез «Златоцвет». Двигаясь далее на юг и достигнув бухты Святого Юлиана, памятной тем, что в ней останавливался сам Магеллан, Дрейк решил организовать поиски исчезнувших кораблей своей поредевшей флотилии.

«Елизавета» была отправлена на юг, а сам корсар направился на север, где вскоре встретил исчезнувшего «Лебедя». С беглеца были сняты все припасы и вооружение, экипаж распределен на другие корабли, а сам «Лебедь» – уничтожен. Над Доути состоялся суд: его обвинили в краже добычи с испанского корабля, которая была нагружена на «Лебедь», и в дезертирстве. Ему был вынесен обвинительный приговор, и через несколько дней бывший капитан был обезглавлен вблизи того места, где 5 лет назад Магеллан повесил вице-адмирала своей экспедиции Х. Картагена в сходных обстоятельствах.

Уменьшившаяся в размере флотилия 17 августа после двухмесячной стоянки в бухте Юлиана – длительный отдых перед долгим походом – продолжила путь. Теперь в ее составе было только три корабля: «Пеликан», «Златоцвет» и «Елизавета». «Лебедь» был уничтожен еще в мае, а состояние испанского трофейного корабля «Христофор» было признано не подобающим для дальнейшего похода, и от него также избавились.

20 августа англичане увидели Мыс Девственниц, или, как его называли англичане, мыс Девственной Марии. В честь английской королевы-девственницы был произведен салют, и потом Дрейк приказал переименовать свой флагман «Пеликан» в «Золотую Лань». Именно это животное был изображено на гербе королевского фаворита Христофора Хеттона. 22 августа 1578 г. флотилия Дрейка вошла в Магелланов пролив, скоро корсарам предстояло познакомиться с новым для них океаном – Тихим.

Грозные просторы Тихого океана

Форсирование Магелланова пролива проходило медленно, с остановками для пополнения запасов воды и охоты на тюленей. Местное население, встречавшееся англичанам, было настроено дружелюбно, охотно соглашаясь на меновую торговлю. 6 сентября Дрейк и его спутники увидели Тихий океан. Англичане называли его Южным морем. Уже на следующий день, 7 сентября, разыгрался жестокий шторм, который не утихал, по словам очевидцев, 52 дня. Вскоре корабли потеряли друг друга из виду, а «Золотую лань» отнесло намного южнее. Дул сильный ветер, днем не было видно солнца, а ночью – луны и звезд. Так продолжалось вплоть до 28 октября, когда стихия, наконец, успокоилась. На всех известных картах того времени к югу от Южной Америки был изображен огромный материк под названием «Неизвестная Южная Земля». Дрейк выяснил на собственном опыте, что к югу от Магелланова пролива находится не огромный материк, а водный простор. Добравшись до мыса Горн, «Золотая лань» сделала там двухдневную остановку, где корабельный пастор Флетчер оставил памятную надпись.

Еще до выхода флотилии в Тихий океан Дрейк предусмотрел ситуацию, когда корабли могут потерять друг друга, и назначил точку сбора заранее. 30 октября флагман корсара находился уже в виду берегов Перу. Продвигаясь вдоль побережья к северу, Дрейк 25 ноября достиг острова Мучо, где было решено пополнить запасы пресной воды. Командующий экспедицией вместе с группой матросов высадился на берег. Местные индейцы вначале встретили пришельцев дружелюбно, принесли свежей провизии, и пообещали показать источники воды. На следующий день англичане вновь высадились на острове, но были густо обстреляны из луков – некоторые члены экипажа получили ранения. Дрейку предложили обстрелять остров из пушек, однако он отказался, предположив, что их приняли за испанцев, которых местное население имело серьезные причины недолюбливать. Тогда же Дрейк и получил ранение стрелой в лицо. Главный врач экспедиции умер, его помощник находился на пропавшей «Елизавете», поэтому Дрейку пришлось самому заниматься лечением своих подчиненных. Все они, кроме двух (матрос, получивший более 20 ранений, и слуга капитана) выздоровели.

30 ноября «Золотая лань» встала на якорь в 15 милях от испанского порта Вальпараисо. Пополнив провизию и воду при помощи местных жителей, Дрейк решил нанести хозяевам этих мест визит вежливости. 5 декабря 1578 г. «Золотая лань» вошла на рейд Вальпараисо. Испанцы даже не высказали сомнения, что это их корабль, – другого в этих водах, по их мнению, просто быть не могло. На якоре стояло судно «Капитан Мориаль», груженное вином и золотом. Испанец был рад гостю и встретил его барабанной дробью. Тем временем Дрейк спустил шлюпку и вместе с абордажной партией, вооруженной до зубов, подошел к борту «Капитана Мориаля». Дальше все произошло быстро и совсем не торжественно. Встречавший гостей испанский капитан был сбит с ног ударом палки, и вскоре англичане овладели «Капитаном Мориалем». Никто из команды убит не был, и ее заперли в трюме. Нападавшим досталась большая добыча. После чего англичане наведались и в сам Вальпараисо.

Город состоял на тот момент из десятка домов и нескольких складов, к тому же в спешке оставленных перепуганным населением. Погрузив все найденное продовольствие на шлюпки и направив на «Капитана Мориаля» группу матросов для управления, «Золотая лань» и ее пленник покинули гавань. Испанский экипаж был отпущен на берег кроме штурмана и еще двух моряков. Кроме того, Дрейк забрал все имеющиеся испанские карты. В укромной бухте с трофейного судна, кроме всего прочего, было сгружено 170 бочонков лучшего испанского вина.

После жестокого двухмесячного шторма, который вынесла «Золотая лань» при знакомстве с Тихим океаном, корабль начал давать течь, и ему требовался ремонт. После нескольких неудачных попыток 22 декабря 1578 г. была найдена подходящая бухта с большим количеством рыбы. Ремонт продолжался до середины следующего месяца – тут же в бухте был встречен и новый 1579 год. 18 января одинокий флагман Дрейка направился на север. Корсар не терял надежду разыскать своих исчезнувших спутников – до сих пор ни о «Елизавете», ни о «Златоцвете» не было никаких известий. По пути англичане неоднократно высаживались на берег в поисках пресной воды, в которой испытывали постоянную нужду. Также осуществлялись нападения на небольшие испанские прибрежные городки, в которых, тем не менее, удавалось взять богатую добычу.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB