Любимая кукла Сергея Образцова

Однажды шестилетний москвич Сережа Образцов, прогуливаясь с мамой по Кузнецкому мосту — улице респектабельных магазинов, попросил купить ему модную тогда «перчаточную куклу», которая надевается на руку. Это был смешной человечек по имени Би-ба-бо. Детская игра с годами превратилась в любимую профессию. Но не сразу.

Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.

Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу – Образцову, Борису Ефимову (основателю Кукрыниксов) или Александру Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти.

Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться…

Самая любимая кукла Сергея Образцова – Тяпа. Он сделал её в 1928 году. И потом уже с ней не расставался. Он называл его «самым старым живым ребёнком в мире». С ней Образцов делал множество эстрадных номеров, и в Тяпе все замечали странное, но не намеренное портретное сходство с актёром. Само имя “Тяпа” придумал Мусоргский, а Образцов создал его образ.

Вот как об этом вспоминает в своей книге “Моя профессия” сам Сергей Владимирович: “В марте я сделал новый номер — „Колыбельную песню“ Мусоргского. Я пою эту песню перед ширмой с ребёнком Тяпой на руках… Расхаживая по сцене, я укачиваю Тяпу, кормлю его, шлёпаю, когда балуется… Я люблю этот номер, люблю за то, что публика сидит очень тихо, даже тогда, когда заснувший Тяпа, из которого вынута моя кисть, лежит на руках обыкновенной тряпочкой”.

автор: Михаил Загорский

источник: www.nationaljournal.ru

AesliB