Крещение подарило Руси тысячелетнюю историю

День Крещения Руси — историческое событие, происшедшее в далеком 988 году имело колоссальные последствия для последующего развития России. Этот праздник привязан к церковной дате памяти великого князя Владимира Святославича, которого традиция именует крестителем Руси.

Владимир, бывший до своего обращения в христианство язычником, был знаком с основными вероучительными положениями христианства, иудаизма и ислама. В 986 году в Киеве он принимал послов от разных народов, которые предлагали ему обратиться в свою веру. Предложения поступали от мусульман Волжской Болгарии, иудеев из Хазарии, латинян из Рима и, наконец, православных из Царьграда.

Для получения впечатлений и сведений «из первых» рук князь Владимир направил в эти страны своих агентов. Больше всего исследователей поразила столица Византии и богослужение в главном храме империи – Святой Софии. Богослужение, которое совершал патриарх Константинопольский в присутствии императора и царского дома отличалось особой торжественностью. Пышная патриаршия служба попросту затмевала обряды других религий и тем более примитивные действия язычников, коими в своем большинстве были тогда киевляне.

Однако, крещение князь Владимир принял не сразу, а после своего чудесного обращения ко Христу. Крестившись в Херсонесе, а вместе с тем взяв в жены византийскую царевну из Македонской династии по имени Анна, князь вернулся в Киев. Приняв христианскую веру сам, Владимир пожелал, чтобы и его народ также отказались от веры в языческих богов.

Истории известны случаи массового обращения народа вслед за своим правителем в христианство. Так, в 864 году крещение князя Бориса способствовало христианизации Болгарии, а крещение польского князя Мешко I – распространению христианства в Польше.

Греческое духовенство, которое сопровождало великого князя и княгиню, крестило киевлян в водах Днепра. В последующие десятилетия крещены были жители других русских земель – Новгорода, Ростова, Смоленска, Мурома и т.д. Процесс христианизации Руси шел не одно десятилетие и даже столетие.

Новую веру люди принимали добровольно, утверждение будто Русь крестили «огнем и мечем» — это миф, выдуманный советскими атеистическими историками. Христианская вера утверждалась бескровно. Но утверждение христианства не означало быстрого отмирания язычества. Многие пережитки языческих воззрений долгие годы сохранялись в среде простого народа. Это в свою очередь привело писателя Николая Лескова к утверждению, что «Русь была крещена, но не просвещена». А между тем, христианству нельзя научиться вмиг, у отдельного человека на это уходит 15-20 лет, у нации – десятилетия и столетия.

Но действие, совершенное князем Владимиром в 988 году, по выражению историка Льва Гумилёва подарило «Руси ее тысячелетнюю историю». Религиозный и цивилизационный выбор святого равноапостольного князя Владимира на столетия определил направление развития России. И даже события 1917 года, когда была предпринята попытка изгнать из жизни нашей страны все священное, когда разрушались и закрывались храмы и монастыри, духовенство и миряне были подвергнуты гонениям, не сумели изменить религиозного кода русского человека. Он по-прежнему называет себя православным.

В конце восьмидесятых — начале 90-х годов прошлого века, когда Церкви была дарована свобода, сотни тысячи граждан бывшего Советского Союза приходили в храмы, крестились сами и крестили своих детей. По массовости крещений, совершаемых в те годы, эти крещения сопоставимы с Крещением Руси при князе Владимире. Поэтому, этот период часто называют вторым крещением Руси. Но это уже другая большая история.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB