«Думным чинам» (от бояр до думных дьяков) позволялось ездить в карете или санях: по будням на двух лошадях, по праздникам — на четырех, «на сговорах и свадьбах» — на шести. Придворным чинам и дворянам предписывалось ездить зимой в санях с одной лошадью, летом — верхом.
Екатерина II еще детальнее определила, кому и как ездить:
- Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам — на 6—10 лошадях цугом. Здесь — внимание! — впервые появляются «маячки»… простите, форейторы, криками предупреждавшие встречных о приближении высокого чина.
- Чины 3—5-го классов (условно — все те же бывшие думные люди) ездили цугом без форейторов.
- Чинам 6—8-го классов предписывалось ездить четверней.
- Чинам 9—14 классов — парой лошадей.
1800 год. Император Павел впервые запрещает езду по тротуарам!
А далее дорожные правила разрабатывались полицией и местными органами управления.
К.Ф. Юон, «Москворецкий мост»
Так, в 1804 году петербургская полиция выпустила «Наставления старостам, извозчичьим и извозчикам».
Здесь в который раз повторялось: «…ездить рысью, тихо»; соблюдая особую осторожность на перекрестках; снижать скорость при большом скоплении людей».
Здесь же законодательно устанавливалось правостороннее движение и требование пропускать пересекающих дорогу пешеходов. Наконец, указывалось соблюдать особую осторожность, «когда переводят… малолетних детей».
Времена настали просвещенные и гуманные, потому нарушителям грозили порка и арест до недели. Также ограничивался возраст извозчиков: от 15 до 65 лет.
А во второй половине XIX века для вступления в ряды извозчиков уже приходилось сдавать экзамен: «вождение», знание правил, знание города.
Но видимо, порка пугала не всех. И в 1835 году московский генерал-губернатор отдельно прописывает: «останавливаться по первому требованию полиции».
В 1866 году в столицах вводятся номерные знаки — и техосмотр транспортных средств! Заодно возниц обязывают ночью использовать фонари.
Извозчик на Старомынке, Москва, 1931 г.
В последней четверти столетия выходят подробные правила: ограничения скорости; правостороннее движение; правила проезда опасных мест; использование звуковых сигналов и ночного освещения; правила остановки и стоянки; правила перевозки грузов; предписания пешеходам…
В конце XIX — начале XX в. вводятся правила для велосипедистов и затем — автомобилей.
И наконец в 1907 году в столицах у дорожных полицейских появляются первые жезлы! Пока еще не полосатые, но современный дизайн жезла регулировщика, как и дальнейшее совершенствование ПДД — это другая история.
Впрочем, сколько правил не вводи, а в России строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. К сожалению, это показывает вся история российских ПДД…
автор: Александр Смирнов
источник: shkolazhizni.ru