Как в РККА в 41-м году мотоциклистов на велосипедах ездить учили

При попытках осмыслить события Великой Отечественной многие забывают о том, что страна, еще недавно бывшая, по сути, прежде всего крестьянской, вступила в смертельную схватку стремительно, «на ходу», осваивая технические премудрости. Это сейчас «белой вороной» выглядит человек, не умеющий машину водить. К 22 июня 1941 года все было иначе…

Как ни много успели сделать в годы индустриализации, средний уровень технической грамотности в стране, хотя и стремительно повышался, в целом был еще невысоким по сравнению с Западной Европой. А воевать пришлось с Германией, обладавшей высочайшей в Европе технической и военно-технической культурой. И удалось ведь ее победить, что для сторонних наблюдателей в начале войны показалось бы чем-то невероятным…

Очень показательный пример содержится в воспоминаниях Александра Сергеевича Шелемотова. В 1941 году он проходил срочную службу в пограничных войсках на Дальнем Востоке.

После начала войны там начали отбирать имеющих серьезное для той эпохи образование бойцов для отправки на обучение в военные училища. Успевший до призыва закончить ФЗУ (фабрично-заводское училище) Александр Шелемотов с группой будущих курсантов попал в Ярославль, где их собирались направить в пехотное училище.

Но пехотинцами становиться пожелали не все: «У многих-то наших ребят было техническое образование и опыт работы. Вот мы и зароптали, что нас определяют в пехоту. Поначалу нам пригрозили, что отправят солдатами на фронт, раз в это училище не хотим. Но мы ведь и не отказывались от фронта, а просто стремились в такой род войск, где могли бы принести для армии наибольшую пользу. В конце концов, к нашим аргументам прислушались, наше зачисление отложили. А тут как раз организовывалось 2-е Горьковское мотоциклетное училище, и уже в начале июля мы были зачислены туда».

Пограничники-дальневосточники вполне обоснованно полагали, что их место вовсе не в пехоте. Человек аж ФЗУ закончил, а его на должность командира пехотного взвода готовить будут? Разве так он принесет армии наибольшую пользу?

Но вот что стало происходить с курсантами в процессе обучения: «Надо сказать, что тогда, видимо, решили, что нужно перенять опыт у немцев, раз они так успешно врываются на мотоциклах в населенные пункты. Сначала мы учили мотоциклы в теории, потом поехали на автодром учиться вождению. К мотоциклам еще не все были готовы, многие еще на велосипедах даже не ездили.

Мне было полегче, чем многим. У нас в семье был один велосипед, на котором сначала все мои старшие братья перекатались, потом я и младшие. В нашей семье все умели на велосипеде ездить, поэтому поехать на мотоцикле мне было легко. А многие из курсантов ходили с синяками, с шишками на лбу, с перевязанными руками: никак не могли мотоцикл освоить. Не они им водили, а он ими. Тогда их стали на велосипедах сначала учить».

Пограничные войска в СССР совершенно заслуженно считались элитными, туда старались отбирать лучших призывников. Среди этих лучших потом отобрали самых образованных – и в училище у многих из них возникли серьезные проблемы при попытках сесть на мотоциклы, пришлось сначала велосипед осваивать. Наличие в семье Александра Шелемотова велосипеда (ценная вещь, которой далеко не все семьи обладали) и умение ездить серьезно помогли ему в учебе.

Теперь попробуем представить себе процесс освоения мотоциклов или другой техники не отборными, образованными для того времени бойцами уже имеющими опыт пограничной службы, а призывниками, впервые в жизни услыхавшими паровозный гудок по дороге в армию. Вдобавок к этому, у части призывников (Средняя Азия, Кавказ) имелись еще и проблемы, мягко говоря, с русским языком.

Это непременно надо учитывать при осмыслении причин поражений 1941-42 годов.

автор: Максим Кустов

источник: vpk-news.ru

AesliB