Какие только «нештатные» ситуации не возникали из-за воздушных «зайцев» –пассажиров, тайно пробравшихся на борт самолета. Пробирались они даже на военные самолеты, иногда определяя тем самым их судьбу.
Герой Советского Союза Борис Ермилович Тихомолов описал такую судьбоносную встречу с воздушным зайцев в своих мемуарах «Небо в огне». Его военно-транспортный самолет Ли-2, везущий груз для партизан, был атакован немецким ночным истребителем. Стрелок-радист, успевший вовремя открыть огонь, доложил, что немец подожжен и атака отбита. Но затем последовало сообщение штурмана: «Правый мотор горит».
Командир и бортмеханик начали борьбу с огнем: «Охваченный страхом, я бессознательным движением руки перекрываю бензокран, увеличиваю до отказа обороты горящему мотору: так скорее выработается бензин из карбюратора. Борттехник, согнувшись в проходе, срывает пломбу с огнетушителя. В кабине поблескивают оранжевые зайчики. Мне видно напряженное лицо бортмеханика — смертельно бледное, с расширенными глазами. Смотрит на меня, ждет команды. Пламя хлещет по крылу. В кабине светло, как днем. Удушливый дым забивается в легкие. Машина резко дергается — остановился мотор. Так, хорошо! Я киваю головой: «Давай!». Бортмеханик дергает рычаг. Секунды бегут: вот-вот взорвутся баки. Болит охваченное страхом сердце».
Было от чего заболеть сердцу командира воздушного корабля – сбить пламя не удалось. Оставалось только покинуть самолет. Тихомолов приказал: «Надеть парашюты! Покинуть самолет!». Экипаж начал выполнять команду: «Борттехник исчезает. За ним, путаясь в привязанных ремнях, выбегает штурман».
Теперь пилоту предстояло дать последний сигнал на прыжок: «Поднимаю руку, чтобы нажать кнопку — сигнал для прыжка. Там, в фюзеляже, зажжется красная лампочка, и я останусь один». В одиночестве командир собирался действовать так: «Заглушу мотор, введу машину в планирование, вылезу из тесного сиденья, побегу в фюзеляж, сниму с крючка парашют, пристегну к карабинам и только потом прыгну».
Вот только нажать кнопку Тихомолов не успел – случилось то, что предусмотреть заранее было просто невозможно. Он услышал какие-то крики. Затем появился бортмеханик, который кого-то тащил за шиворот. Этим, столь не вовремя обнаруженным «зайцем» оказался одиннадцатилетний мальчишка, сумевший тайно пробраться в самолет. Рука командира «падает на штурвал». На борту находится пять человек, и только четыре парашюта. Герой Советского Союза Тихомолов в воспоминаниях признал, что находился в замешательстве, не зная, что предпринять…
Вдруг он заметил, что в кабине стало темно. А как же горящий мотор? Тут штурман доложил каким-то безразличным голосом: «Пожар прекратился. Мотор горел пятьдесят восемь секунд». С трудом, но удалось дотянуть до партизанского аэродрома и приземлиться. Чтобы облегчить машину, командир приказал выбросить все лишнее, кроме груза, даже пулеметы…
Откуда же взялся «заяц» на борту? На аэродроме наземному персоналу помогала команда мальчишек. Их предводитель по фамилии Жучок узнал, что машина Тихомолова отправляется в его родные места, где партизанит его отец. Мальчик попросил, чтобы его взяли с собой, но его просьбу «не уважили». Тогда он сумел спрятаться на борту. После приземления Жучок встретился с отцом-партизаном.
В итоге его поступок спас много человеческих жизней. Неизвестно, кто из экипажа уцелел бы после прыжка с парашютом на занятую врагом территорию. Ведь без обнаружения Жучка на борту командир нажал бы кнопку и загорелась красная лампочка – сигнал для прыжка.
А главное, что среди груза, который все же доставил Ли-2, было триста килограммов медикаментов. Для партизанских госпиталей и раненных «народных мстителей» этот груз был поистине драгоценным. Медики у партизан хронически испытывали дефицит самых необходимых лекарств. Сколько жизней спас приземлившийся благодаря воздушному «зайцу» Ли-2, кто возьмется это подсчитать?
автор: Максим Кустов
источник: vpk-news.ru