История штурмовика Ил-2 из демянского болота

«Сборная команда» из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Болотоход — незаменим при подобных работах, это транспорт, грузовик и «подъемный кран».

Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.
Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо «якорить» для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и «живая цепочка» для откидывания болотной жижи как можно дальше.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Процесс работы. Вода скачена, мох убран, далее возможно только черпать торфяную жижу ведрами и выкидывать ее по «живой цепочке». На дне воронки показался бронекорпус штурмовика.

Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Гора поднятых на поверхность обломков постепенно растет. На фото кусок брони ИЛ-2 с номером самолета, части фюзеляжа, рукав подачи снарядов к авиапушке и кислородный баллон.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Сиденье пилота.

На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.

После того, как была найдена шапка, стало ясно, что кабина неподалеку и возможно будут найдены тела летчиков.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Разбор кабины штурмовика.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB