История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Не так давно принимал деятельное участие в работах по извлечению из торфяного болота остатков советского самолета-штурмовика ИЛ-2. К моменту начала работ никто не мог предсказать каков будет результат, остался ли экипаж в самолете, в каком состоянии обломки самолета. По стойкам шасси и обломкам лонжеронов крыла найденным на поверхности , можно было точно сказать с уверенностью, что это ИЛ-2.

В последнее время развелось много организаций и людей, желающих получать PR от подобных акций. Например, РВИО пытается привлекать «известных поисковиков» — людей с сомнительной репутацией, способных сфотографироваться с давным давно найденным и кем-то вытащенным коленчатым валом мотора самолета и громко заявить в прессе и по телевидению — «Я НАШЁЛ САМОЛЕТ!!».

Реально работы делают профессионально, хорошо и без «журналистского шума» совсем другие люди, без «помпы», славы и наград.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель с пулемётом ШКАС.

История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте.
Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле.
Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Непонятное место на торфяном болоте. Современная спутниковая съемка.

Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам.
На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Так выглядит торфяное болото в Северо-Западном регионе России.

Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте — воронка от упавшего самолета.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой.

Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было «прозвонено» металлоискателями.
Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета — ИЛ-2.

История штурмовика Ил-2 из демянского болота

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB