История первой русской студийной телепередачи

Мы привыкли думать, что телевидение как массовый продукт — это явление сугубо послевоенное. Дескать, первый советский телевизор — КВН, а все началось только в 1950-х в Москве. Между тем факты свидетельствуют совсем о другом и дают нам еще один повод к обоснованной гордости за русских инженеров-изобретателей и русскую промышленность. По состоянию на 22 июня 1941 года в Советском Союзе насчитывалось свыше 7000 телевизоров — и это если считать только выпущенные на заводах! А кроме них, было еще немалое число телеприемников, которые энтузиасты-любители собирали самостоятельно, пользуясь схемами, опубликованными в различных радиожурналах, которых в то время в СССР издавалось изрядное число. Другой вопрос — что можно было смотреть с помощью этих телеприемников. И тут ответ тоже будет неожиданным: первая студийная передача в СССР состоялась 7 июля 1938 года в Ленинграде, а к началу войны только московская телестудия выходила в эфир 12 раз в месяц с часовыми передачами.

Говоря о том, что русские инженеры были пионерами в мировом телевидении, мы нисколько не кривим душой и не подгоняем факты. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто перечислить важнейшие открытия и изобретения отечественных ученых и конструкторов, которые позволили в итоге создать современную телеиндустрию. Так, Порфирий Бахметьев еще в 1885 году разработал проект «Фототелеграфа», позволявшего получать движущееся телевизионное изображение при помощи газовой горелки. Три года спустя, в 1888 году, Александр Столетов экспериментальным методом создал первый в мире фотоэлемент. Александр Полумордвинов, первый разработчик оригинальной системы передачи цветного изображения путем его разложения на три основных цвета, в 1902 году подал заявку на патент устройства «Телефот — аппарат для передачи изображения и способ этой передачи в связи с одновременной передачей звука». Наконец, Борис Розинг — человек, которого во всем мире называют основоположником основоположник электронного телевидения — в 1907 году запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние», а в 1911 году впервые продемонстрировал изображение на электронно-лучевой трубке Брауна, а позднее модернизировал эту трубку, причем технические решения Розинга до сих пор применяются в современных кинескопах. Наконец, создатель собственно кинескопа и иконоскопа (соответственно, принимающего и передающего телеизображение устройств) Владимир Зворыкин хотя и прославился своей работой в США, но эмигрировал туда из России и до конца своих дней называл своим учителем Бориса Розинга.

Примечательно, что в России телевидение начало развиваться практически без отставания от других стран, хотя именно нашей стране довелось к этому времени пережить одну из самых страшных гуманитарных катастроф первой половины ХХ века. Передачу неподвижного изображения в начале 1920-х освоили почти одновременно с США и Японии, зато первой в истории передачей движущегося изображения при помощи электронно-лучевой трубки считается передача, осуществленная 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и Иваном Белянским. Но вот в начале регулярного вещания приоритет остался все-таки за Западом: что неудивительно, поскольку только-только отдышавшейся после гражданской войны нашей стране требовалось в первую очередь решить несколько иные задачи, чем развитие телевещания.

И тем не менее к концу 1920-х руководство СССР вполне оценило возможности массовой агитации и пропаганды, которые давало телевидение, и обратило на него свое внимание. С 1934 года в России начались регулярные передачи механического телевидения, которые можно было принимать хоть в Петропавловске-Камчатском, но которые можно было смотреть на экранах размером не больше чем 3х4 сантиметра — очень невелика была развертка, всего 30 строк. И хотя аудитория приема такого телевидения была достаточно большой (с 1933 года и до начала войны для приема сигналов механического телевидения было выпущено 3000 телевизоров Б-2), было понятно, что гораздо больший успех и большее распространение будет иметь электронное телевидение. Ведь оно позволяло увеличить число строк в развертке, а значит, сделать экран побольше — и за счет этого серьезно увеличить аудиторию.

В 1937 году в Москве и в Ленинграде началось строительство телецентров, оборудованных для применения именно электронного телевидения. Примечательно, что московский телецентр решено было оборудовать системами, закупленными в США или произведенными в нашей стране по американской лицензии (хотя в основе этих систем лежали открытия и изобретения русского инженера Зворыкина), а вот в Ленинграде ставку сделали на отечественное оборудование. Его разработкой занимались специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения, основанного 5 сентября 1935 года на базе лабораторий НИИ телемеханики, Ленинградского электрофизического института и Центральной радиолаборатории. Выпуском же созданного ими оборудования занимался старейший в России радиозавод — имени Коминтерна, ведущий свою историю от созданного 16 ноября 1911 года Радиотелеграфного завода морского ведомства.

Получается, что именно ленинградское телевидение во многом и стало первым российским телевидением. Ведь оно не только первым взяло на вооружение исключительно отечественное оборудование, но и первым выпустило в эфир полноценную студийную телепередачу. Именно так нужно описывать события 7 июля 1938 года. К этому времени в помещении Опытного ленинградского телецентра (ОЛТЦ), открывшемся 29 июня 1938 года, была создана настоящая телестудия — правда, весьма скромных размеров. Она занимала половину комнаты площадью 54 квадратных метра, и на этом пространстве размещались сценическая площадка и единственная камера на неподвижном штативе. Поскольку ни о каком объективе с переменным фокусным расстоянием речи тоже не шло, телеоператорам приходилось идти на серьезные ухищрения, чтобы поменять план. Для этого оператор на несколько секунд закрывал объектив камеры картонкой, после чего артист на сценической площадке менял положение и позу, подходя к камере или отходя от нее, и затем картонку убирали — передача продолжалась.

Своеобразным было и музыкальное сопровождение: для него использовали обычный патефон с пластинками. Но зато в штате студии работали профессиональные артисты — выходцы из театров и радиостудий страны. Правда, условиях их работы существенно отличались от тех, к которым они привыкли. Разрешающие способности оборудования студии ОЛТЦ были невелики, и потому для получения нормального изображения требовалось использовать мощные дуговые электропрожекторы. А они настолько нагревали воздух в небольшом помещении, что, по воспоминаниям современников, порой дикторов и артистов во время смены планов приходилось буквально на руках выносить во двор — остыть.

Первая в СССР электронная телевизионная передача, которая стала и первой студийной программой отечественного телевидения, состояла фактически из двух частей: концерта и показа отрывков из различных кинофильмов. Примечательно, что открылась она словами «Дорогие радиозрители!» — единого представления о том, как называть людей, принимающих телесигнал, в стране еще не было. Фактически передача ОЛТЦ 7 июля 1938 года была последней опытной передачей ОЛТЦ — а регулярное телевещание на Ленинград, ставшее первым регулярным электронным вещанием в России, началось в августе 1938 года. Довольно быстро по городу установили несколько телевизоров, предназначенных для коллективного просмотра телепередач: Выборгский дворец культуры, дворец культуры имени Горького, имени Капранова, Кировский, Промкооперации, Дом работников искусств, Музей связи, Дворец пионеров… Роль «общественных телевизоров» играли разработанные ВНИИ телевидения и выпускавшиеся на заводе имени Коминтерна телевизоры ВРК: эта аббревиатура расшифровывалась как «Всесоюзный радиокомитет». Телеприемники ВРК с разверткой 240 строк представляли собой массивные деревянные ящики, больше похожие на радиолы, у которых в правой передней части был расположен прямоугольный экран размером 13 х 17,5 см. Конечно, нам с высоты сегодняшних телеэкранов с полутораметровой диагональю кажется, что рассмотреть что-то на таком крохотном экранчике почти невозможно — но тогдашним телезрителям зачастую было достаточного самого факта передачи движущегося и звучащего изображения на расстояние!

Телевизоры ВРК были самыми малосерийными в СССР: их выпустили всего 20 штук, поскольку для личного использования они не предназначались, а для общественного хватило и такого количества. Намного большими партиями выпускались телевизоры, предназначенные для частного приема передач Московской телестудии, которая начала регулярное вещание 10 марта 1939 года из помещения на Шаболовке. Это был телеприемник ТК-1 с разверткой 343 строки, который представлял собой лицензионную копию американских телевизоров, разработанных усилиями Владимира Зворыкина и компании RCA. В общей сложности до начала Великой Отечественной войны завод имени Коминтерна выпустил около 2000 телевизиров ТК-1.

А с 1940 года ленинградский завод «Радист», на который к тому времени перешли работать многие специалисты ВНИИТа и завода им. Козицкого, начал выпуск разработанного здесь же упрощенного телеприемника для массового потребителя — 17ТН-1. Фактически это был первый в России индивидуальный телевизор с электронно-лучевой трубкой, представлявший собой вертикальный ящик темного дерева с характерным для тех лет сглаженным дизайном, в верхней части которого располагался 17-сантиметровый квадратный экран. Как говорилось в инструкции к телевизору 17ТН-1, «воспроизводимое на экране телеприемника изображение (черно-белого цвета) имеет размеры 10,5 Х 14 сантиметров и позволяет одновременно просматривать телевизионную программу 4-7 человекам». До войны завод успел выпустить около 2000 телевизоров этой марки, и с учетом этого количества общее число телевизоров в довоенном СССР как раз и достигает 7000 с небольшим штук.

автор: Сергей Антонов

источник: rusplt.ru

AesliB