Император Павел I: «пасхальное» восшествие на престол

На престол русских самодержцев Павел I вступил в ноябре 1796 года после смерти своей матери Екатерины II. Датой венчания Павла на царство выбрали самый главный православный праздник – день Святой Пасхи.

Традиция венчания православных правителей восходит к Византийской империи, а со времени Василия III, Московское царство определенно осознавало себя преемником империи ромеев.

Венчание русских царей происходило в Успенском соборе Московского Кремля, куда для предстоящей церемонии прибывали царская фамилия, придворные и именитые гости. Испокон веков венчание на царство было значимым событием всей русской жизни, поэтому этот день считался национальным праздником.

Въезд Павла в древнюю столицу был совершен в Вербное воскресение, за неделю до коронации. Императора так же, как и когда-то Иисуса Христа, въезжавшего в Иерусалим на осле, встречали со словами «Благословен Грядущий во имя Господне».

В течение Страстной седмицы император репетировал «пасхальное» восшествие на престол, чем значительно утомил свиту.

Коронация состоялась в день Пасхи, главную литургию, которая обычно служится ночью, из-за императорских торжеств перенесли на утро.

На службе после чтения православного исповедания веры, возложения царских венцов, помазания миром и причащения святых тайн, коронованный Павел со ступеней трона зачитал документ, вошедший в русскую историю как фамильный акт о престолонаследии, он был составлен в 1788 году и подписан обоими супругами.

На основании этого документа наследником провозглашался великий князь Александр Павлович. Манифест водил в России новую систему престолонаследия: приоритет мужского первородства, который могла нарушить женщина-наследница только в случае отсутствия прямых наследников-мужчин. Он также определял условия регентства в случае, если наследник не достиг совершеннолетия.

Таким образом, принцип наследственности устанавливал «спокойствие Государства… основанное на твердом законе наследования, в котором каждый здравомыслящий уверен».

«Для сохранения в будущие времена», как говорилось в этом документе, Павел положил акт в серебряный ковчег, который хранился в алтаре Успенского собора. По окончании коронации царская чета направилась в Грановитую палату на царскую трапезу. Но прежде чем приступить к ней, Павел зачитал еще один документ — заранее приготовленный Манифест «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении крестьян к работе в воскресные дни».

По христианской традиции седьмой день недели должен быть посвящено Богу, и Павел I считал своим долгом укрепить точное и неизменное исполнение этого постановления. Остальные шесть дней Павел рекомендовал разделить поровну между барщиной и крестьянской работой на своем поле. Так Павел понимал свой долг по отношению к своим малоимущим и, в большинстве своем, притесняемым подданным, что было хорошо известно императору.

Следует отметить, что в Византии, воскресенье было нерабочим и выходным днем, начиная с 321 года, и введено оно было императором Константином Великим. Но если первый христианский император называл себя «епископом от внешних», то Павел пошел дальше и объявил себя главой Церкви. А между тем, Главой Церкви, и небесной, и земной является Господь Иисус Христос.

Крен, который сделала гражданская власть в лице Петра I в сторону цезарепапизма, нарушал принцип симфонии, по которому старалась жить Византия и допетровская Россия.

Но уже первое издание Свода законов Российской Империи (1832 году) давало разъяснения по поводу этого закона: эти слова следует понимать лишь в том смысле, что император в России «есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».

В сегодняшние времена принцип, по которому государство выстраивает отношения с Церковью, хоть и был принят в богоборческие годы, предохраняет Церковь от вмешательства в ее жизнь светской власти.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB