Финский Fiat G.50 для И-16 опаснее немецкого Ме-109?

Общеизвестно, как тяжело было воевать с финнами на земле. А каковы они были в воздушных боях, как выглядели финские летчики на фоне немецких?

Летчик — истребитель Николай Петрович Цыганков один из тех, кому фронтовая судьба предоставила возможность оценить финских летчиков.

В январе 1942 года его истребительный авиационный полк прибыл на Балтику. На истребителях И-16 (зимой с лыжами) полк прикрывал от воздушных атак противника переброску подкреплений на остров Гогланд. Этот остров, переходивший из рук в руки, в январе — марте 1942 удерживали советские войска.

Вот к каким выводам пришел Николай Цыганков: «Дрались в основном с финскими «Фиатами», скорость у которых была немного побольше, чем у наших «Ишачков». Финны дрались очень хорошо. С ними было намного труднее вести бой, чем с «Мессерами», поскольку самолет у них был такой же маневренный, как у нас, и бой при этом шел настоящий — такой, что спина вся мокрая. Как такой сумбур опишешь! Настоящий бой не описать… А с «Мессерами» легко бой вести, потому что у них скорость большая. Он атаку сделает, не сбил — и уходит. Через некоторое время опять заходит, и тут смотри только, не пускай в хвост, — вовремя разворачиваешься и идешь в лобовую».

«Фиат» опаснее «Мессера», с коим легче бой вести? Такая оценка может показаться чрезвычайно неожиданной. Что бы по этому поводу Вильгельм (Вилли) Эмиль Мессершмитт сказал?

В 1939 году, накануне войны с СССР, Финляндия заказала партию итальянских истребителей Fiat G.50. Фиат G.50 Фреччиа (итал. Fiat G.50 Freccia, «Стрела»), стал первым серийным итальянским истребителем-монопланом с убирающимся шасси. Звездообразный 14-ти цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Fiat A.74 RC38 мощностью 870 л.с. на высоте 3000 метров разгонял «Фиат» до 472 км/ч. Вооружение состояло из двух пулеметов Breda-Safat калибра 12,7 мм.

Особенно проявить себя в «зимней войне» итальянские воздушные машины толком не успели – пока их доставляли, пока осваивали финские пилоты…

Их время наступило в 1941 году. В работе «ПВО в стране Суоми» исследователь Сергей Линник так охарактеризовал роль итальянского истребителя в воздушной войне: «Звездный час «Фиата» настал летом 1941 года, когда пилоты этих истребителей продемонстрировали самый высокий процент побед в финских ВВС, заявив до конца года о 52 победах при потере только одного своего самолета. Всего с февраля 1940 по сентябрь 1944 года, согласно официальным финским данным, пилоты G.50 сбили 99 самолетов противника. Как видно, основная часть воздушных побед финнов пришлась на наиболее трудный для СССР период».

Самый высокий процент побед в финских ВВС – мнение Николая Цыганкова об опасности боев с пилотируемыми финскими летчиками «Фиатами», полностью подтверждается в современном исследовании.

Но, разумеется, в результате наращивания боевой мощи советской авиации возможности «Фиатов» со временем снижались. Линник отмечает: «По мере приобретения советскими летчиками боевого опыта и поступления в строевые авиаполки новых типов боевых самолетов, успехи ВВС Финляндии резко пошли на убыль. Уже в 1942 году Fiat G.50 не мог на равных тягаться с советскими «Як» и «Лагг», а к 1944 году этот разрыв увеличился еще больше».

Тем не менее, использовали финны итальянские «Фиаты» вплоть до самого конца войны против СССР в сентябре 1944 года, несмотря даже на их заметный износ…

автор: Максим Кустов

AesliB