«Чертово яблоко» или как в России внедряли картофель

В номере «Трудов» Вольного экономического общества за август 1770 года появилась первая в России научная статья про картофель. Этот корнеплод вообще имел в нашей стране тяжелую судьбу. Более 100 лет он никак не уживался с российским менталитетом.

Рассказывают, что Петр I как-то прислал графу Шереметеву мешок картошки. Этим дело и кончилось. Заморский овощ как-то не пришелся русским людям по вкусу. К тому же его посыпали не солью, а сахаром. Так что удивляться нечему.

Прошло много лет, и внедрением картофеля занялась Екатерина II. Народу объясняли, как бороться с голодом. Писали, что лучший способ «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются «потетес», а в иных местах «земляными грушами», «тортуфелями» и «картуфелями»». При Екатерине картофель опять, что называется, не пошел. Некоторые историки уверяют, что крестьян смущало само название «картофель» — им якобы слышалось «крафт тойфельс». По-немецки это значит «чертова сила». Они, видимо, думают, что крестьяне в совершенстве владели немецким языком. Это, может, элите чего-то такое слышалось. По крайней мере, княгиня Голицына считала, что сажать картофель — непатриотично. А патриотично — сажать репу.

Лучшие умы оспаривали это утверждение. Агроном Болотов первым начал сажать картошку не на клумбах, а на грядках. До него сажали на клумбах, как цветы. Он же сочинил и первую научную статью про картошку — «Примечания о картофеле».

А Пушкин любил печеный картофель. Но это — лучшие умы. Узок был круг этих людей, и страшно далеки были они от народа.

В самую непримиримую оппозицию к картофелю встали старообрядцы. «Яблоки эти — порождение дьявола!» — говорили они. Потому что «картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель, и, следовательно, семя сие есть антихристово».

Существовала и другая версия. Картофель якобы вырос на могиле дочери некоего царя Мамерса. А дочь — «по наущению дьявола» — была распутницей. И кто съест картошину, тот сам станет распутником. И попадет в ад. Надо сказать, обе версии по-своему красивы.

В 1840 году Николай I — со свойственной ему решительностью — взялся за насаждение картофеля. Он, разумеется, хотел как лучше. Прошлый год был неурожайным, вот он и велел сажать картошку, чтобы с голоду не помирать. Кроме того, царь приказал издать специальные книжки, в которых объяснялось, как растить, хранить и употреблять в пищу картофель. Особо отличившихся в деле выращивания и поедания картофеля ждали ценные призы и премии.

На беду, в это же время министр Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. В частности, вводил школы. Школы и картофель — этого крестьянские умы переварить не могли. Они решили, что их отдают в неволю. То есть передают помещику — этому самому Киселеву. Хуже того — они решили, что наступает конец света. И уже пришел антихрист. В образе того же «министера» Киселева. Антихрист заставляет сажать картошку, чтобы совратить в другую веру. Без картошки, естественно, в другую веру никак не совратить.

Не будем анализировать крестьянскую логику. Важно, что начались «картофельные бунты». Крестьяне уничтожали посевы картофеля, а заодно старост и писарей. Если священник заступался за картошку, считалось, что он тоже перешел в «антихристову веру». Больше всех доставалось писарям. Крестьяне были уверены, что именно писари придумали сажать картошку. Поскольку писари ходили в кафтанах с пуговицами. А на пуговицах — печати. Печати, естественно, антихристовы.

В бунтах приняло участие полмиллиона крестьян. Для их подавления пришлось использовать войска. Бунты подавили. Крестьян ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты, прогоняли сквозь строй. Но картошка все равно не пользовалась популярностью.

Зато потом правительство разрешило «свободную выкурку вина из картофеля на всех заводах и прием такого вина, спирта или водки наравне с хлебными». Из картошки начали делать спирт. И дело пошло. Крестьянам понравилось сажать картофель. А потом уж они его и на вкус распробовали. И превратилась картошка во «второй хлеб».

автор: Глеб СТАШКОВ

источник: www.nationaljournal.ru

AesliB