«Царь-танк»

Судьба изобретателей первых русских боевых бронированных машин была трагична. Родиной танкостроения, появившегося и быстро развивавшегося в ходе Первой мировой войны, зачастую называют Великобританию. Мало кто знает, что первые...

Судьба изобретателей первых русских боевых бронированных машин была трагична.

Родиной танкостроения, появившегося и быстро развивавшегося в ходе Первой мировой войны, зачастую называют Великобританию. Мало кто знает, что первые реалистичные проекты вездеходной бронированной машины на гусеничном ходу, оснащенной артиллерийским и пулеметным вооружением, появились в России.

Проект Василия Менделеева

Еще в декабре 1911 года свой проект представил в военное ведомство инженер В.Д. Менделеев – сын знаменитого химика Д.И. Менделеева.

Здесь уместно совершить краткий экскурс в историю техники. Начнем с того, что гусеница – важнейшая деталь любого танка – впервые появилась на берегу Волги, в Саратовской губернии.

Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов еще в 1878 году запатентовал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция стала первоосновой гусеничного движителя. А талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году спроектировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. Фактически он создал танковый мотор. Эти изобретения использовал морской инженер Василий Менделеев, когда начал свои работы над проектом первого в мире танка.

От своего великого отца Василий Дмитриевич унаследовал пытливость ума и склонность к изобретательству, что и предопределило его жизненный путь. Окончив в 1906 году кораблестроительное отделение Кронштадтского морского инженерного училища, он с 1908 по 1916 год трудился на Балтийском и Невском судостроительных заводах. Хотя специализацией его стали двигатели, он выступил главным конструктором двух конкурсных проектов подводных лодок, руководил разработкой минного заградителя и буксирных пароходов. Сконструированная Менделеевым морская мина оригинальной конструкции также была принята на вооружение и вскоре сыграла важную роль в морской защите Петрограда от нападений кайзеровского флота. Наконец, Василий Дмитриевич предложил вентиляционное устройство для спасательного погружающегося понтона.

Но как у даровитого кораблестроителя родилась идея создать защищенный броней вездеход для вооруженной борьбы на сухопутье? Этого мы не знаем.

Но не подлежит сомнению, что, наблюдая за политикой ведущих держав, изобретатель предвидел возникновение большой войны и, соответственно, задумывался, как повысить боевую мощь армии своего Отечества.

И не его вина, что предложенный им проект бронированной машины сначала пылился в столе клерка Военного министерства, а затем стал достоянием английской разведки…

До нашего времени дошли чертежи двух вариантов менделеевского танка, скрупулезно сделанные Василием Дмитриевичем расчеты и подробная объяснительная записка, в которой изобретатель доказывал осуществимость своего проекта. Придуманную машину он предполагал вооружить 120-миллиметровой (затем 127-миллиметровой) морской пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным в башенке, которая поднималась и опускалась с помощью пневматического привода, а также вращалась на 360 градусов.

Во второй модификации конструктор увеличил количество пулеметов до двух. К орудию полагался 51 артиллерийский выстрел, которые были размещены в боевом отделении.

Менделеев предусмотрел мощную броневую защиту корпуса машины: в лобовой части толщиной в 150 мм, а по бортам и на корме – в 100 мм. Спроектированный им двигатель внутреннего сгорания мощностью 250 л. с. позволял развивать скорость до 24 км/час. Экипаж должен был состоять из 8 человек.

Российский изобретатель предвосхитил важнейшие технические решения, которые были реализованы спустя десятилетия. Так, бензиновые баки Менделеев расположил в кормовой части машины над днищем, в изолированных отсеках. Коробку передач он спроектировал по типу автомобильной, с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода.

Предполагалось использование пневматической регулируемой подвески. Она обеспечивала изменение клиренса (расстояния между грунтом и днищем корпуса) от максимального значения до нуля и возможность работы в двух режимах (блокированной и независимой подвески). Это изобретение позволяло танку двигаться с полуопущенным корпусом, а при необходимости прекращать движение и полностью опускать корпус на грунт.

По мысли изобретателя, полное или частичное опускание броневого корпуса защитило бы от вражеского огня наиболее уязвимый компонент машины — ходовую часть.

Посадка корпуса на грунт нужна была еще и для того, чтобы разгрузить гусеничный движитель от вредных нагрузок, возникающих при стрельбе из пушки. За рубежом идея опускания корпуса бронетехники на грунт была реализована лишь в 1942 году в немецкой 600-миллиметровой тяжелой самоходной мортире «Тор». В Великобритании пневматические подвески появились в некоторых образцах авиадесантных танков («Тетрарх» и «Гарри Гопкинс») лишь под занавес Второй мировой войны.

Вообще, Менделеев стремился везде, где только возможно, использовать сжатый воздух для облегчения управления танком. Василий Дмитриевич задумал применить пневматические сервоприводы для главного фрикциона, коробки передач и механизма поворота пулеметной башни. Он разработал и систему пневматической механизации подачи орудийных выстрелов, позволявшую вести стрельбу в достаточно высоком темпе. Пневматика использовалась им и для регулировки натяжения гусениц. Все пневмоустройства обеспечивались необходимым количеством сжатого воздуха благодаря специальному компрессору, который постоянно подзаряжался от двигателя.

Для переброски танка на большие расстояния Менделеев предлагал использовать специальное устройство, позволявшее устанавливать машину на железнодорожные рельсы и передвигаться своим ходом или с помощью паровоза. Автор проекта писал: «Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса (он должен был доходить до 170 тонн. – А. П.), то остаются железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины».

Наконец, в танке Менделеева были предусмотрены четыре поста управления, которые позволяли любому из членов экипажа, в случае ранения или гибели водителя, управлять движением машины.

Вместе с тем неуязвимость и колоссальная огневая мощь была оплачена поистине запредельным весом машины. А в сочетании с довольно узкими гусеницами это «обрекало» танк на низкую скорость и малую проходимость. Изобретение Менделеева фактически представляло собой прообраз сверхтяжёлой САУ, которую можно было бы использовать для разрушения крепостей и обороны побережий: черноморского и Финского залива. Несмотря на все сложности, этот проект вполне могли воплотить в жизнь кораблестроители Петрограда. Правда, стоимость постройки одной такой машины приближалась к стоимости подводной лодки, что, возможно, и послужило причиной холодного отношения к проекту военного ведомства. Очевидно, сказалось и отсутствие у Менделеева влиятельных покровителей…

Тем не менее, проект танка, предложенный Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и конструкторские решения, заложенные в нём, увидели свет десятилетия спустя. Но в Военном министерстве проект, увы, отвергли, посчитав нереальным. Зато некоторые из новаторских идей Менделеева впоследствии использовали германские и английские танкостроители…

Танк Николая Лебеденко

Эта модель, известная также под названиями «Нетопырь», «Летучая мышь» (за внешнее сходство), «Мамонт», «Мастодонт» и «Танк Лебеденко», представляла собой бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером капитаном Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 годах. В разработке ее принимали участие также известный ученый Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком этот объект не являлся, а представлял собой колесную бронированную боевую машину, причем самую крупную из когда-либо построенных…

Проект машины отличался оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...