Самоходный ЗРК СД 2К11 «Круг»

В начале 1958 года, согласно постановлению Совета Министров и ЦК коммунистической партии, начинается создание новой самоходной зенитной системы с предоставлением опытного образца в 1961 году на государственные испытания....

В начале 1958 года, согласно постановлению Совета Министров и ЦК коммунистической партии, начинается создание новой самоходной зенитной системы с предоставлением опытного образца в 1961 году на государственные испытания. Основной разработчик – НИИ-20. Согласно техзаданию, требовалось разработать следующие эскизные варианты:

  • зенитная управляемая ракета с командным наведением «3М8»;
  • зенитная управляемая ракета с комбинированным наведением «3М10»;

Последняя ЗУР предполагала использование на конечном участке самонаведения. Вариант не смогли реализовать из-за недостаточно развитой технической базы того времени.

Кроме самих ракет, потребовалось разрабатывать заново пусковые, так как имеющиеся на вооружении не подходили по многим параметрам – в ракетах предполагалось использование жидких окислителя и топлива, сложная реализация технологии заправки, небольшие сроки боевого дежурства заправленных ракет и т.д. Была взята пусковая от разрабатываемого ЗРК «Куб».

Время разработки — более шести лет, создание проходило с огромными трудностями, особенно трудно было конструкторам при создании ракеты. Сначала зенитная ракета с прямоточным ТТД разрабатывалась двумя коллективами из ОКБ-8 и ЦНИИ-58:

  • зенитная управляемая ракета КС-40 – ОКБ-8. Вес ракеты — 1.8 тонны;
  • зенитная управляемая ракета С-134 – ЦНИИ-58. Вес ракеты – 2 тонны, велись разработки собственной ПУ – С-135.

В середине 1959 года коллектив ЦНИИ-58 объединяют с конструкторским бюро под руководством С.Королева ОКБ-1. Работы по созданию ЗУР для комплекса «Круг» временно прекращаются.

К разработкам ракеты и, собственно, всего зенитного ракетного комплекса «Круг» привлекают вместо ЦНИИ-58 коллектив под руководством П.Грушина ОКБ-2. Грушинский коллектив предложил использовать для комплекса «Круг» один из вариантов ракеты В-757 (С-75). В июле 1959 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза № 735-338 ОКБ-2, начинает разработку ЗРК «Круг» под индексом «2К11М» и ракет для комплекса В-757 под индексом «3М10». Зенитные ракеты для комплекса С-75 создавались рядом на заводе №8. Но в 1963 году разработка признается бесперспективной и все работы по комплексу 2М11М остановлены.

Самым удачным вариантом создания комплекса «Круг» является комплекс с ракетой КС-40 (3М8) разработки ОКБ-8. Ракета создана по аэродинамической схеме «поворотное крыло». Такую схему ракета получает из-за неустойчивой работы двигателей – некоторые маневры ракеты проходили при перегрузках до восьми единиц. Маршевая ступень являлась прямоточным сверхзвуковым двигателем (3Ц4). Он выполнен как труба с центральным остроконечным телом, имеющая кольцевые форсунки и стабилизаторы горения. Боевая часть 3Н11 весом 150 килограмм с радиовзрывателем, баллоном воздушного аккумулятора и ГСН размещены в углубленном центральном теле воздухозаборника. Кольцевой корпус поучил следующие агрегаты и оборудование:

  • керосиновые баки, расположенные от начала до середины корпуса;
  • рулевые машинки с креплением крыльев, расположенные в центральной части корпуса;
  • бортовая аппаратура и оборудование системы управления в задней части корпуса.

Ракету обеспечили «стартовой ступенью», состоящей из четырех твердотопливных стартовых ускорителей с зарядами (3Ц5 с 4Л11). Заряд – твердотопливная одноканальная шашка весом 173 килограмм и длиною 2.6 метра. Отделялись ускорители от маршевой ступени с помощью аэродинамических поверхностей, расположенных на окончаниях корпуса ускорителя.
Конструкторы ОКБ-8 также столкнулись с большими трудностями в создании ЗУР:

  • отказы аппаратуры и оборудования;
  • плохая виброустойчивость изделия;
  • недостаточная прочность конструкционных элементов;
  • неудовлетворительная работа и отказы прямоточного двигателя ракеты.

Специально для испытания новейших образцов зенитных комплексов построили в начале 1960 годов новый полигон в Казахстане, размерами 300 на 100 километров. В первой половине 1963 года на этом полигоне проходили государственные испытания опытного образца зенитного комплекса «Круг». Из 41 пуска ракет, из которых 24 пуска боеготовые ракеты, успешными были 26 пусков. Из неудачных пусков:

  • флаттер крыла у 4 ракет;
  • неудачный процесс сгорания топлива у 3 ракет;
  • взрыв изопропилнитрата у 6 ракет;
  • несрабатывание радиовзрывателя у 2 ракет.

Испытания в целом признаны успешными, система управления радиокомандного типа показала приемлемую точность при наведении ракет на цель. В 1964 году после устранения недостатков комплекс готов к серийному производству. 1965 год — ЗРК СД «Круг» принимают в строй ПВО СВ Советского Союза.

Назначение 2К11

Основное назначение зенитно-ракетного комплекса 2К11 – поражение/уничтожение любых самолетов противника, обладающих скоростью менее 700 м/с на расстоянии от 11 до 45 километров и на высоте от 3 до 23.5 километров, в любую погоду с места. Это первый войсковой ЗРК на вооружении ЗРБД СВ как средство армейского или фронтового звена. Он обеспечивал групповое прикрытие в зоне своей ответственности для войсковых и других формирований.

Войсковой состав ЗРК «Круг»

ЗРК СД «Круг» являлся основным вооружением ЗРБР фронтового или армейского подчинения. В свою очередь, ЗРДН, входящие в состав ЗРБР, состояли из:

  • станции обнаружения цели СОЦ 1С12, кабины приема целеуказаний КПЦ К-1 «Краб» и чуть позже (после 1981 года) боевого пункта управления от АСУ «Поляна-Д1». Все оборудование входило во взвод управления;
  • три зенитных батареи в составе: СНР 1С32 станция наведения ракет, три СПУ 2П24 (каждая с двумя 3М8), техбатарея, состоящая из КИПС 2В9, машина транспортировки ТМ 2Т5, ТЗМ 2Т6, заправщика и оборудования для заправки ЗУР топливом.

Кроме транспортно-заряжающей машины, все остальные решения на 1965 год, входящие в состав ЗРДН, были выполнены на гусеничном ходу повышенной проходимости. Максимальная скорость зенитного ракетного дивизиона до 50 км/ч на расстояние до 300 километров (полный запас топлива). При выходе в заданную точку обеспечивал двухчасовое боевое дежурство противовоздушной обороны.

В состав ЗРБР входили следующие решения (батарея управления): РЛС для обнаружения цели П-40, РЛС обнаружения метрового и дециметрового диапазонов П-12/15, ПРВ-9А, кабина «Краб» (с 1981 года пункт боевого управления от АСУ «Поляна-Д1»).

Устройство и конструкция

Станция СОЦ 1С12 – РЛС с круговым обзором (см диапазон) для обнаружения воздушных объектов противника, опознавания и выдачи ЦУ для станций наведения 1С32. СОЦ 1С12 плюс радиовысотомер ПРВ-9А — П-40, известная как «Броня», стояла на вооружении в радиолокационных подразделениях ПВО СВ.

Основные характеристики:

  • шасси гусеничного типа КС-41;
  • обнаружение воздушных объектов на расстоянии менее 180 километров, высоте не более 12 километров. (70 километров при высоте полета самолета противника не более 500 метров);
  • мощность – 1.7-1.8 Мвт;
  • обзор – круговой, четыре луча в вертикальной плоскости (два в верхней и два в нижней части плоскости);
  • переключение лучей – электромеханическое.

Станция СНР 1С32 – станция для осуществления поиска целей по выданному ЦУ (СОЦ 1С12), автосопровождение и выдачи расчетных данных на пусковые СПУ 2П25. Осуществляет радиокомандное управления ракетами в полете. Станция обеспечена автоматическим электронным дальномером. Принцип работы – метод моноконического скрытого сканирования по угловым координатам. РЛС см-диапазона когерентно-импульсного действия. Антенный пост – конструкция кругового вращения с антеннами. Наибольшая из них – антенна целевого канала. Рядом с ней размещены антенны ракетного канала (узкий и широкий луч) и командно-передающая антенна. В самом верху размещена камера визира. Счетно-решающее оборудование станции по настоящим координатам целей рассчитывало границы для пуска ракет и другие данные необходимые для запуска ракет. Данные поступали на пусковые устройства, после чего пусковые приходили в движение и поворачивались по направлению цели. При входе в зону поражения происходил старт ракет. После старта ракету захватывали на сопровождение антенны ракетного канала и после целевого канала. По командно-передающей антенне передавали данные для взведения радиовзрывателя и управляющие команды.

Основные характеристики:

  • шасси – самоходное гусеничное шасси от СУ-100П;
  • вес – 28.5 тонн;
  • двигатель – дизель А-105В;
  • мощность двигателя 400 л.с;
  • дальность хода – до 400 километров;
  • максимальная скорость до 65 км/ч;
  • мощность – 750 кВт;
  • ширина луча — 1 градус;
  • захват цели макс/мин – до 105/70 километров;
  • ошибка дальность/координаты – 15 метров/0.02 градуса;
  • расчет станции – 4 человека.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...