Против танков: капкан, лом, молоток

Во время Первой мировой войны ни одной из стран-участниц не хватило времени толком разобраться, что такое танки и с чем их едят. За два межвоенных десятилетия военные теоретики...

Во время Первой мировой войны ни одной из стран-участниц не хватило времени толком разобраться, что такое танки и с чем их едят. За два межвоенных десятилетия военные теоретики разработали множество теорий и тактик, но сомнения относительно роли танка на поле боя оставались.

Точки над «i» расставила Германия, показавшая в 1939 году в Польше и в 1940-м во Франции, как работает бронетанковый таран блицкрига. Успех танков закономерно пробудил повышенный интерес к противотанковым средствам — пушкам, ружьям, гранатам, а также намного более экзотическим приспособлениям.

Капкан на гусеничного зверя

Советский военный изобретатель Богданенко предложил «ловить» танки капканами, очень похожими на обычные охотничьи. По замыслу автора, устройства нужно было в шахматном порядке расставлять в местах предполагаемого появления вражеских танков. При наезде гусеницей капкан должен был захлопнуться. Дальнейшее движение танка, как полагал Богданенко, должно было повлечь разрыв, заклинивание или сбрасывание гусеницы.

Военные сочли, что идея заслуживает внимания. В первой половине 1941 года на научно-испытательном полигоне Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) по авторским чертежам изготовили два противотанковых капкана — с одним и двумя шарнирами. Похоже, что уже сам вид готового изделия вызвал у испытателей сомнения, потому что опробовать его они решили сначала на лёгких танках: Т-40, Т-26 и БТ-7.

Капкан с одним шарниром получился настолько мал, что для проверки действия его пришлось поставить точно перед гусеницей. Первым «попался» самый лёгкий из троицы — 5,5-тонный Т-40. Ловушка защёлкнулась на гусенице и проехала до первого катка, который просто разогнул капкану концы. Затем по нему без видимых проблем проехали остальные катки. Точку поставил кормовой бронелист: капкан, всё ещё цеплявшийся за гусеницу, задел его одним концом и развалился.

Двухшарнирный собрат пострадавшего устройства тоже никакого урона ходовой части танка не нанёс.

Танк БТ-7 подъезжает к двухшарнирному противотанковому капкану

Следующим на булыжное шоссе, где проводились испытания, выехал восьмитонный Т-26. Первый капкан он просто-напросто повалил, не дав ему закрыться. По итогам проезда испытатели уже привычно записали в отчёт:«никаких повреждений ходовой части танка не нанёс». То же самое произошло и при наезде на капкан танком БТ-7 (13 тонн).
Более широкий двухшарнирный капкан нарочно установили так, чтобы его было труднее повалить. И тем не менее нижний лобовой бронелист всё равно заставил капкан накрениться раньше захлопывания. Получив ещё два «пустых» результата, испытатели вручную замкнули капкан на нижней части гусеницы. Но и эта попытка дала прежний результат: танковые катки при наезде повалили капкан и разогнули захлопнувшиеся концы. И никаких повреждений.

Учитывая, что на каждый капкан было израсходовано по 15–16 килограммов хорошей стали, а замаскировать здоровую железяку было куда труднее обычной плоской мины, судьба изобретения столь сомнительной полезности была незавидной.

Брёвна, рельсы и одеяла

В СССР процесс заклинивания гусениц хотя бы попытались механизировать. В других странах роль капканов должны были играть солдаты с «противотанковыми ломами». К примеру, финский солдат Тойво Ахтимо, воевавший в Зимней войне, вспоминал: «Приёмы противотанковой обороны, которым нас обучали в мирное время, оказались не очень полезными. В наставлениях считалось, что можно остановить танк, засунув лом или бревно в ходовую часть!».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: