Поверхностная модернизация лёгкого танка

После некоторой задержки за разработку длинноствольной танковой пушки взялось ОКБ завода №235 (г. Воткинск), которое, как и ОКБ-172, подчинялось НКВД. Там разработкой также занимались в основном заключенные. Проект нового танкового орудия получил обозначение ВТ-42. Программа испытаний ВТ-42 была подписана еще 23 ноября 1942 года, но реально на Артиллерийский научно-испытательный полигон (АНИОП) система вместе с Т-70 прибыла только 12 мая 1943 года. Испытания продолжались до 1 июня, пушка испытания выдержала. Вопрос в том, что на 1 июня 1943 года она уже слегка припозднилась. Кроме того, у ГАУ КА и НКВ уже имелась альтернатива этому орудию – подкалиберный снаряд, который с 200 метров пробивал бортовую броню «Тигра».

Поверхностная модернизация лёгкого танка

К лету 1943 года эффективность Т-70 на поле боя стала слишком низкой. Это, впрочем, касалось всех легких танков того периода

К лету 1943 года Т-70 и Т-70Б в основном вытеснили из войск Т-60. Вопрос в том, что и сам Т-70 уже морально устарел. Бои на Курской дуге наглядно показали, что время легких танков уходит. Части, имевшие на вооружение Т-70, понесли тяжелые потери. На основе анализа боевых действий советское военное руководство приняло решение от легких танков в их тогдашнем виде отказаться. Это не означало, что от легкого танка отказываются совсем, но смысла в развитии семейства Т-60/Т-70 уже не было никакого. Вместо них было предложено запустить разработку легкого танка нового поколения, который по заявленным характеристикам больше напоминал Т-50, но с 76-мм пушкой. Началась долгая эпопея разработки перспективного легкого танка, которая, в итоге, завершилась с нулевым результатом. Что же касается заводов, выпускавших легкие танки, их было решено переключить на выпуск СУ-76М. Так советские военные повторили действия немецкого военного руководства. Осенью 1943 года единственной страной, которая продолжала массово выпускать легкие танки, остались США.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Т-70Б в качестве командирской машины самоходного полка на СУ-76М. Как можно заметить, порт антенны находится сзади башни

Снятие с производства Т-70Б отнюдь не означало, что эти танки быстро исчезнут из войск. Они продолжали верой и правдой служить в Красной армии, используясь по прямому назначению. Разумеется, их численность в войсках неуклонно падала, постепенно их заменяли на Т-34. Т-70Б нередко использовались в качестве командирских танков в самоходных артиллерийских полках. Немало Т-70 воевало на Ленинградском фронте, где они принимали участие в боях вплоть до осени 1944 года. Впрочем, и на центральных фронтах в некоторых частях Т-70 активно воевали и летом 1944 года. Речь идет о танковых полках при кавалерийских дивизиях. В их составе Т-70Б активно применялись, например, в ходе Львовско-Сандомирской операции. Например, машины данного типа имелись в 61-м и 87-м отдельных танковых полках.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Т-70Б на параде в Киеве. 7 ноября 1945 года

В целом Т-70Б оказался вполне неплохим танком. Многие преследовавшие его проблемы были напрямую связаны со скоростью разработки и запуска в серийное производство. Кроме того, на недолгую карьеру Т-70Б очень сильно повлияла быстро менявшаяся ситуация на фронтах. Развитие танкостроения военного времени шло так стремительно, что легкому танку уже вскоре после его создания просто не осталось места на поле боя.

Тем не менее, появление Т-70Б было отнюдь не напрасным. Его шасси оказалось очень кстати при разработке целого ряда машин. Прежде всего, это касается самоходных установок СУ-12 и СУ-15М. База Т-70Б использовалась при создании тягачей Я-11, Я-12, Я-13 и М-2. Даже послевоенный транспортер К-61 с точки зрения шасси является «родственником» этого легкого танка, появившегося в тяжелый для страны период.

автор: Юрий Пашолок

AesliB