Поверхностная модернизация лёгкого танка

Говорить о том, что в Горьком вовсе не занимались модернизацией Т-70, не совсем корректно. 29 марта 1943 года вышло постановление ГКО №3092, в котором у завода потребовали улучшить качество выпускаемой продукции. В результате конструкторское бюро ГАЗ форсировало работу над улучшениями. С 20 апреля в конструкцию серийного танка был введен новый масляный фильтр, также на машины начали ставиться карбюраторы К-43. С 18 апреля переделали выхлопную систему, устранив возможность получения ожогов у десанта. С 10 апреля изменился кронштейн ленивца. В общей сложности за апрель-май 1943 года было внедрено 37 изменений. Все эти меры привели к тому, что качество заводской продукции заметно выросло. Впрочем, оставались проблемы со смежниками, прежде всего это касалось коробок переключения передач ЗИС-5, которые выпускались в Миассе.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Завод сразу после окончания немецких бомбежек, середина июня 1943 года

Но ещё больше проблем преподнесла заводу немецкая авиация. С 5 по 14 июня 1943 года завод подвергался массированной бомбардировке, многие цеха оказались разрушены. Героическими усилиями завод удалось восстановить в кратчайшие сроки. Сборка танков и другой продукции продолжалась прямо под открытым небом, параллельно шло восстановление цехов. В итоге за июнь заводу удалось сдать 128 танков.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Т-70Б выпуска июня 1943 года. Хорошо виден штампованный люк механика-водителя, литой люк продолжали при этом ставить

Отдельно следует остановиться на качестве горьковских танков. Здесь следует делать серьезную поправку на время, в которое выпускались Т-70Б. В тот момент проблема качества остро стояла практически со всей советской бронетанковой техникой. Такой была плата за большие объемы поставки танков, в разы превышавшие уровень производства мирного времени.

Как известно, всё познаётся в сравнении. Когда весной 1943 года был организован гарантийный пробег КВ-1с и Т-34 разных заводов, а также Т-70Б, именно горьковская машина оказалась самой надежной. С 14 апреля по 20 мая машина февральского выпуска прошла 1223 километра. После испытаний Т-70Б оказался единственным танком из всех, который мог уверено продолжать дальнейшее движение. А дальнейшие испытания остальных танков признали не имеющими смысла.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Эта же машина слева. В таком виде Т-70Б выпускали до конца октября 1943 года

Немецкая бомбежка существенно повлияла на производственные возможности завода. В связи с этим планку производства на июль установили гораздо ниже – на уровне в 250 танков. Ее удалось превзойти, сдав 260 машин. Примерно в это время случилось небольшое изменение внешнего облика танка. Связано это оказалось с деятельностью корпусных заводов. Еще летом 1942 года предлагалось делать штампованный люк механика-водителя. Тогда он в работу не пошел, но в 1943 году на свет появилась измененная конструкция штампованного люка, которую в работу запустил завод №176 в Муроме. Этот завод стал смежником завода №40 по корпусам и башням Т-80. Поскольку люки Т-70 и Т-80 оказались взаимозаменяемыми, их стали поставлять и на ГАЗ, где впервые они появились на танках майского выпуска. При этом литой люк продолжал оставаться в производстве, его ставили как на Т-70Б, так и на СУ-12.

Кроме того, некоторое количество танков получило башни с антенным портом, находящимся в кормовой части башни. Не исключено, что это связано с установкой радиостанций 12-РТ, которые появились на Т-70Б с июля 1943 года. Согласно планам, предполагалась также установка на башни поручней для десанта, но успели ли их внедрить в производство – вопрос открытый.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

С этого ракурса хорошо видно ограждение выхлопных труб, введённое с 18 апреля

В августе завод смог нарастить производство танков, сдав 360 машин. Впрочем, уже к тому времени стало ясно, что Т-70 слабо соответствует требованиям времени. 21 августа Сталин подписал постановление ГКО №3964, согласно которому вместо Т-70 на ГАЗ им. Молотова организовывалось производств самоходных установок СУ-76М (СУ-15М) разработки КБ завода №38. Уже в октябре планировалось выпустить первые 20 машин, а в ноябре 200. При этом ожидалось, что за сентябрь-октябрь ГАЗ сдаст еще 560 Т-70Б. Так оно и произошло: в сентябре было сдано 365 танков, в октябре 209, а в ноябре заводчане построили последний легкий танк. Всего же за 1943 года ГАЗ сдал 3348 Т-70Б. Суммарно с апрель 1942 по ноябрь 1943 года был построен 8231 танк семейства Т-70.

Стремительно устаревающий

Появление Т-70Б на фронте в конце 1942 года оказалось весьма неоднозначным. Надежность ходовой части заметно выросла, но при этом на повестке дня появился другой вопрос. Дело в том, что ходовые части Т-70Б и Т-70 оказались довольно разными. Толщина опорных и поддерживающих катков выросла до 130 мм, иными оказались и торсионы, и балансиры. Вряд ли это доставило особую радость зампотехам. Существовала, впрочем, ещё одна, куда более существенная проблема. В середине 1942 года немцы прекратили выпускать легкие танки, переключившись на производство самоходных установок. Причина была банальной: легкий танк перестал отвечать требованиям современной войны. И Pz.Kpfw.II, и Pz.Kpfw.38(t) мало что могли сделать с советскими Т-34 и КВ. Примерно то же самое можно было сказать и о боевой ценности Т-70Б по сравнению с немецкими средними и тяжелыми танками.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Т-70 с системой ВТ-42, май 1943 года

С точки зрения боевой эффективности Т-70 оказался куда лучше своего предшественника, малого танка Т-60. Другое дело, что и противники изменились. Это не столь ощущалось в конце 1942 года, когда шли бои под Сталинградом, но уже в ходе боев за Харьков в феврале-марте 1943 года ситуация поменялась. Впрочем, в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) проблему устаревания легких танков ощутили куда раньше. Еще в мае 1942 года был поднят вопрос разработки танкового орудия с баллистикой 45-мм противотанковой пушки конструкции ОКБ-172. Эту пушку приняли на вооружение Красной армии как М-42. Увеличенная длина ствола позволяла бороться с целями, которые обычной 45-мм танковой пушке были не по зубам.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Пушка успешно прошла испытания, но появилась слишком поздно

Читай продолжение на следующей странице
AesliB