Холодное оружие. Кама — кавказский кинжал

«Бамбарбия! Киргуду!» В знаменитой сцене из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знакомое с детства трио «Трус-Балбес-Бывалый» (Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов) пыталось сойти за суровых представителей народов Кавказа,...

«Бамбарбия! Киргуду!» В знаменитой сцене из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знакомое с детства трио «Трус-Балбес-Бывалый» (Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов) пыталось сойти за суровых представителей народов Кавказа, дабы убедить Шурика (Александра Демьяненко) исполнить местный обычай похищения невесты. Помимо национальной одежды на животе у Бывалого висел один из самых узнаваемых атрибутов любого кавказца — кинжал или кама. Действительно, этот клинок был не просто традиционным видом оружия, но частью костюма, подручным инструментом и символом достоинства и чести, к которому приучали с детства.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М. Ю. Лермонтов, «Кинжал»


Арабский кинжал кама

Кама получила широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII — XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII — XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли не постоянно и с подросткового возраста.

После Кавказской войны (1817 — 1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX века кама и вовсе поступила на вооружение русской армии).


Лакский кинжал (Дагестан)

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка, с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4, в основном в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес кинжала, придавали ему большую прочность, а заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. В свою очередь, историки отмечают, что нельзя забывать о том, что кама в основном изготавливалась на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, могла иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности.


Кабардинский кинжал

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30 — 50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с длинным клинком, который кстати мог достигать аж 90 см, называлась «кваддара» и походила больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45 — 55 см при ширине в 4,5 — 5 см. Среднее по размеру оружие, длина которого составляла 33 — 35 см, а ширина — 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в 25 — 30 см и шириной 3 см, были распространены на территории современной Ростовской области.


Грузинский кинжал

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три — с плоской посередине рукояти — для Закавказья.

Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так по узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.


Николай II с камой на поясе

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в большинстве своем, исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам.

автор: Юрий Кукин

источник: diletant.media

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...