АНТ-20: странный советский самолет

В советское время тяга к гигантомании приводила к созданию самых необычных и странных проектов — начиная от невероятных образцов техники и заканчивая планами изменения земной поверхности. Одним из...

В советское время тяга к гигантомании приводила к созданию самых необычных и странных проектов — начиная от невероятных образцов техники и заканчивая планами изменения земной поверхности. Одним из таких творений инженерной мысли стал самолет АНТ-20.

Строительство первого самолета-гиганта АНТ-20 было приурочено к 40-летней годовщине литературной деятельности Максима Горького. В те годы уже давно вынашивалась мысль о создании чего-то настолько пропагандистского, что даже самый несчастный крестьянин, разоренный вступлением в колхоз, увидит собственными глазами, чего ради он, его семья и деревня терпели столько лишений.

Идея

Долго думать не пришлось и хоть какой-то юбилей «самого советского писателя» пришелся весьма кстати. Большой самолет, который наглядно сможет продемонстрировать «прогресс, идущий семимильными шагами», — вот чего не хватало пропаганде для информационного охвата даже самых удаленных районов Советского Союза.

Проект

Сразу после этого начался сбор средств по всему СССР, и через довольно короткий промежуток времени удалось найти около 6 миллионов рублей на строительство гиганта под именем «Максим Горький». Организован был и особый комитет по строительству самолета, поручивший использовать наработки Туполева по созданию сверхтяжелого бомбардировщика ТБ-3 в чертежах новой воздушной крепости.

По новому проекту не только увеличивались размеры летательного аппарата, но и должна была уменьшиться длина разгона до 300-400 метров, чтобы АНТ-20 мог взлетать с любого более-менее пригодного для взлета и посадки клочка земли в самом захолустном районе. Справились и с этим, во многом благодаря измененной архитектуре крыла и восьми двигателям по 900 лошадиных сил каждый с деревянными винтами диаметром 4 метра.

Телефон и телеграф

Статья в иностранной газете о возможностях оснащения «Максима Горького»

Как на свет появился самый большой для своего времени самолет с сухопутным шасси, на борту которого имелась библиотека, типография, фотолаборатория, киноустановка, электростанция, радиопередатчики и громкоговоритель. Не найти было в то время более функционального воздушного штаба, в котором могли решаться самые разнообразные задачи.

Агитация посредством гигантских проекций с самолета на облака или через мощнейший громкоговоритель — задумки были неплохие, но не сложилось.

Кроме того, на борту могло быть размещено большое количество пассажиров и полезного груза, что было прекрасно продемонстрировано в 1934 году, когда АНТ-20 поднял в воздух сначала 10, а затем и 15 тонн на высоту 5 000 метров, установив подряд два мировых рекорда.

Год в зените славы

Уже свой второй полет 19 июня 1934 года «Максим Горький» совершил над Красной площадью — настолько кому-то не терпелось продемонстрировать успех. Хотя такая спешка была обусловлена тем, что как раз в это время там проходила встреча спасенных год назад челюскинцев. Вчерашние пилоты-герои и спасенные ими моряки, с восторгом смотрящие на очередную победу советских инженеров, — ради такого инфоповода можно был и за ночь собрать с нуля самолет!

За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, покатав в частности на своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери.

Кстати, удивительно, что Антуан де Сент-Экзюпери, вообще сел еще раз в кабину пилота и даже встретил там свою смерть (правда, десятью годами позже и уже у себя на родине) после того, как он оказался на борту самолета, которому вскоре суждено было разбиться, но обо всем по порядку.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...