«Адмирал Нахимов»: история одного корабля

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная знаменательная, одновременно и трагическая, страница в книге боевой славы...

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная знаменательная, одновременно и трагическая, страница в книге боевой славы российского флота. Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Позже, уже в составе «красного флота» советского государства появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная еще с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», который был введен в строй в ноябре 1885 года. Это был на тот период один из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, корабль получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов неумолимо подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Увеличившаяся дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением на корабле были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам корабля.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Неоднократные дальние морские переходы не пожалели мощный стальной корпус. Паровые машины судна уже не могли обеспечивать ему оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командованием корабля было принято решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, команда судна приняла решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того, как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...