Запорожец — советский народный автомобиль

Автомобили марки ЗАЗ никогда не были предметом роскоши. Они предназначались для малообеспеченных покупателей. В первые годы «оттепели» Совмин принял решение освоить в СССР выпуск микролитражного автомобиля более дешевого, чем «Москвич-401». Из нескольких проектов выбрали самый грамотный и зрелый, разработанный на МЗМА (нынешний АО «Москвич»).

Запорожец - советский народный автомобиль

Конструкторы завода не стали изобретать велосипед, а умело использовали решения, проверенные фирмами ФИАТ, «Фольксваген» и БМВ. В основу первого «Запорожца» легли конструктивные особенности и форма итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный 4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.

Запорожец - советский народный автомобиль

 

Запорожец - советский народный автомобиль

Однако на самом МЗМА не было свободных площадей для производства новой машины. Поэтому ее выпуск решили осваивать в Запорожье на заводе сельхозтехники «Коммунар». 18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», а в октябре 1960 года начался его серийный выпуск.

В лице «Запорожца» потребитель получил хоть и маленький, но полноценный автомобиль с четырехцилиндровым двигателем, четырехместным салоном, 13-дюймовыми колесами и почти традиционной формой кузова. Заднее расположение и воздушное охлаждение двигателя, независимая подвеска всех колес, типичные для европейских малолитражек, советским автомобилистам казались непривычными. За восемь с половиной лет ЗАЗ-965 не раз модернизировали. Стал мощнее двигатель, менялись вентиляция моторного отсека и электрооборудование, задний капот и панель передка.

Запорожец - советский народный автомобиль

 

Запорожец - советский народный автомобиль

Без посторонней помощи на ЗАЗе разработали более вместительный «Запорожец» второго поколения ЗАЗ-966. Автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец» выпускался с ноября 1966 года. От ЗАЗ-965А он унаследовал большинство узлов и агрегатов: двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с., коробку передач, подвеску. От последующих моделей его можно отличить по блестящей декоративной решетке на передке и металлической панели приборов.

Модификация ЗАЗ-966В отличалась двигателем мощностью 40 л.с. (1197 куб.см., степень сжатия 7,2, бензин А-76) и характеристиками (снаряженный вес 780 кг, полный вес 1080 кг, макс.скорость 120 км/ч).

Запорожец - советский народный автомобиль

ЗАЗ-966В с 40-сильным двигателем после модернизации 1972 года получил индекс ЗАЗ-968, в том же году началось его серийное производство. Внешние отличия от ЗАЗ-966 — фонари заднего хода, отсутствие перемычек в воздухозаборниках и надписи «Запорожец» на правом переднем крыле.

Производство ЗАЗ-968А началось в конце 1974 года. Его отличали: декоративный элемент на передке, заменивший решетку, двухконтурная тормозная система, более удобные сиденья (от ВАЗ-2101), пластиковая панель приборов.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB