Ярославский двухэтажный троллейбус

Красный двухэтажный автобус – символ Великобритании, наравне с королевой, Биг Беном и футболом. Но двухэтажный транспорт был и в Советском Союзе! В конце 30-х годов прошлого века на улицы Москвы выехали двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, сделанные на Ярославском автомобильном заводе. Спустя 70 лет нет уже ни тех троллейбусов, ни завода, который их выпустил. Так как они появились и почему исчезли?…

Первый ЯТБ-3 изготовили 22 июня 1938 года, а уже через четыре дня второй. Сначала было только две машины, а в 1939-м построили еще восемь.

Ярославский двухэтажный троллейбус

За основу конструкции был взят двухэтажный городской троллейбус английской фирмы «English Electric Company»образца 1935 года. Первоначальная конструкция была немного изменена под наши условия: перенесли руль с правой стороны на левую, а двери с левого борта на правый.

Если на английском прототипе для входа и выхода служила одна четырехстворчатая задняя дверь, то на ЯТБ-3 сделали еще и переднюю дверь для выхода. Этот красавец длинною 9,5 метра и высотой 4,7 метра мог перевозить в общей сложности 72 сидячих пассажира (32 – на первом этаже и 40 на втором) и 28 стоячих, причем только внизу. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу развивать скорость до 54 км/ч.

Ярославский двухэтажный троллейбус

Для своего времени «ЯТБ-3» содержал много технических новинок: вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона, табло «Свободных мест нет» над входом. Корпус был выполнен цельнометаллическим, с каркасом из труб прямоугольного сечения, а не деревянным, как делалось ранее. Впервые были применены резервная система питания от аккумуляторов, широкие четырехстворчатые двери, двойная система тормозов.

Но, к сожалению, опыт эксплуатации в наших условиях показал ряд конструктивных недостатков, поставивших крест на судьбе первого и последнего русского двухэтажного троллейбуса.

Ярославский двухэтажный троллейбус

Снег и наледь зимой делали управление тяжелой машиной крайне трудным. Кроме того, при движении не по ровному асфальту, а по «нормальной» российской зимней улице у имеющего высоко расположенный центр тяжести ЯТБ-3 появлялась опасная раскачка.

Дополнительные неудобства создавала и лестница на второй этаж. Зимой на ее ступеньки постоянно налипал снег с обуви входящих пассажиров, и пользование ею становилось просто опасным.

Ярославский двухэтажный троллейбус

Еще одним недостатком была малая высота салона, которая ограничивалась высотой контактной сети. На первом этаже расстояние от пола до потолка составляло всего 1,78 метра, а наверху и того меньше — 1,76 метра, поэтому стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких головных уборах.

Кроме того, в отличие от Англии, где кондукторы строго следили за тем, чтобы сначала занимались все сидячие места на первом этаже, потом — сидячие места второго этажа, а в последнюю очередь — стоячие места первого этажа, выполнить эти рекомендации у нас не представлялось возможным, особенно в часы пик. А от выполнения этих правил зависела устойчивость троллейбуса и, соответственно, безопасность пассажиров.

Ярославский двухэтажный троллейбус

В конце 1939 года, после полутора лет эксплуатации по московским дорогам, было принято решение об остановке производства. Большую часть машин отправили в депо на стоянку и частично демонтировали. Только три троллейбуса продолжали использовать на некоторых маршрутах.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB