История марки Tatra

TATRA — старейшая в мире компания по производству транспортных средств. В мировой истории найдется немного компаний, не менявшей своей производственной программы в течение полутора веков, и среди них нет ни одной, занятых производством средств транспорта. История компании начинается в июне 1850 года, когда ремесленник Игнац Шустала с двумя подмастерьями открыл в доме сельского правления мастерскую по производству бричек. Позже они освоили выпуск более сложных карет с различными кузовами.

История марки Tatra

В 1853 году возводится первый фабричный корпус. В результате объединения капитала с местным фабрикантом Адольфом Рашкой и бухгалтером Карлом Мослером в 1858 г. возникла компания Sustala&Co. Успешный сбыт экипажей по всей Европе, включая и Россию, обеспечил расширение выпуска продукции и потребовал строительства новых корпусов для организации крупномасштабного производства. После строительства железной дороги Студенка — Штрамберк открылись новые возможности для расширения сбыта продукции компании.

История марки Tatra

Предприимчивый Игнац Шустала начинает строительство корпуса для выпуска железнодорожных вагонов, и в 1882 году выпускаются первые пятнадцать штук. После первой мировой войны бывшая Австро-Венгерская вагонная фабрика «Нессельс-дорфер» (Nesselsdorfer) оказалась на территории Чехословацкой республики, а город Нессельсдорф был переименован в Копрживнице. В 1918 году очередные испытания легкового автомобиля модели «U» решили провести в сложных горных условиях — в высоких Татрах.

История марки Tatra

Они прошли успешно, и вскоре марка «Татра» стала использоваться в рекламных целях, а с марта 1919 года она впервые появилась на четырех тонных грузовиках «TL4», выпускавшихся затем еще несколько лет для работы на строительстве и в лесном хозяйстве. В 1920 году завод был переименован в «Копрживницкое вагоностроительное акционерное общество» — «Копрживницка Возовка» (Koprivnicka Vozovka a.s.) — и с тех пор все его автомобили носили новую марку «Татра».

История марки Tatra

Уже через несколько лет перспективная фирма привлекла к себе внимание чехословацкого машиностроительного концерна «Рингхоф-фер» (Ringhoffer). Так в 1927 году в его составе появился новый филиал «Рингхоффер Татра» с годовой производительностью 4 тыс. железнодорожных вагонов и около 4 тыс. автомобилей. Направление технического развития фирмы «Татра» заложил известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka, 1878-1967гг.), один из пионеров мирового автомобилестроения.

История марки Tatra

Весной 1923 года на Пражском автосалоне была представлена неказистая легковая машина «Татра-11», которой было суждено возглавить семейство автомобилей этой марки, отличающихся оригинальными и принципиально иными, чем у других фирм, техническими решениями. Отказавшись от классической лонжеронной рамы, Ледвинка заменил ее продольной круглой трубой, к переднему концу которой крепился легкий двух цилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения (1056 см3, 12 лошадок). Задние колеса подвешивались на концах качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоре.

История марки Tatra

Эти конструктивные принципы легли в основу практически всех последующих автомобилей «Татра». Одновременно Ледвинка открыл наиболее плодотворный в истории «Татры» этап развития. Уже с 1925 года на шасси «Т11» началось производство одно тонных грузовиков «Т13» и трехосных 1,5-тонных машин «Т26» (6×4). В 1927 году модернизированная серия «Т26/30» оснащалась верхнеклапанным четырех цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения (1679 см3, и мощностью 24 лошадиные силы) от легковой «Татры-30» и четырех ступенчатой коробкой передач с двух ступенчатым демультипликатором. Максимальная скорость достигала 70 км/ч.

История марки Tatra

До 1933 года был изготовлен 181 грузовой и грузопассажирский автомобиль этой гаммы. Развитием программы легких машин в 1929 и 1930 годах стали модели «Т43» и «Т52». Первая из них представляла собой сочетание легковой модели «ТЗО» с усиленным задним подрамником для бортового кузова на 1,5 тонны груза и колесами увеличенного диаметра. «Татра-52» оснащалась четырех цилиндровым оппозитным мотором (1910 см3, 30 лошадок), четырех ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и независимой подвеской всех колес на поперечных рессорах. На этой базе до 1938 года изготавливались санитарные, пожарные и грузопассажирские машины.

История марки Tatra

Единственным исключением из правил стали трех колесные пикапы «Т49» на 500 килограмм груза с мотоциклетным одно цилиндровым мотором (530 см3, 7 лошадей), выпускавшиеся в 1929-30 годах. В 1933 году модель «Т26/30» была преобразована в новый 1,5-тонный автомобиль «Т72» (6×4) с мотором от серии «Т52», лицензия на который была продана во Францию. В 1935 году его заменила двух тонная гамма «Т82». Такая же конструктивная схема стала основой и для более тяжелых грузовиков. Особенно хорошо она подходила для автомобилей повышенной проходимости, к которым в то время относили машины с колесной формулой 6×4.

История марки Tatra

Конструкция обеспечивала необходимую прочность рамы на скручивание и высокую приспособляемость колес к неровностям дороги. Размещение трансмиссионного вала внутри продольной трубы обеспечивало его защиту от грязи и повреждений. Уже в 1926 году началось реальное воплощение идей Ледвинки на тяжелых машинах. Первенцами стали два инфицированных автомобиля — двухосный четырех тонный «Т23» (4×2) и первый в «истории «Татры» опытный полноприводный автомобиль-тягач «Т25» (6×6). Они отличались всеми односкатными колесами, угловатой кабиной с коротким капотом и характерным для всех автомобилей этой марки наклонным положением задних колес, за что были прозваны «бульдогами».

История марки Tatra

На «Т23» использовались четырех цилиндровый бензиновый мотор (7479см3, 65л.с.), четырех ступенчатая коробка передач и передняя независимая пружинная подвеска. Максимальная скорость составляла 55 километров. Автомобиль «Т25» получил рядный шести цилиндровый двигатель водяного охлаждения (12214 см3, 120 лошадок), дополнительную двух ступенчатую раздаточную коробку и подвеску колес задней тележки на двух продольных полуэллиптических рессорах. С 1929 года в эту серию вошел шести тонный грузовик «Т24» (6×4), на котором впервые была опробована задняя пневматическая подвеска.

История марки Tatra

При необходимости всю тележку можно было легко отсоединить от трубчатой рамы и заменить другой. В 1933-34 годах началось производство новых трехосных машин «Т22», «Т25» и «Т29» (6×4) грузоподъемностью 3-8 тонн, предназначенных в основном для армии. Уже через несколько лет их заменили более совершенные тяжелые грузовики. Формирование средней гаммы грузовиков началось в 1930 году с весьма удачной двухосной модели «Татра-27» грузоподъемностью три тонны., на которой четырех цилиндровый верхнеклапанный двигатель водяного охлаждения (4260 см3, 52лошадей) был вынесен в передний свес рамы, а все колеса впервые оснащались гидроприводом.

История марки Tatra

Впоследствии на модернизированных версиях «Т27А» и «Т27В» применялись новые моторы мощностью 50-62 лошадиных сил, кабина и оперение. Вариант «Т27В» находился в производстве до 1946 года. К середине тридцатых был завершен первый поисковый этап развития фирмы «Татра», которая приступила к серийному производству гаммы разнообразных трехосных грузовых автомобилей, в которых наиболее полно проявлялись все преимущества идей Ледвинки. Параллельно развернулось изготовление автобусов и троллейбусов, самолетов и железнодорожных автомотрис, автомобильных и авиационных двигателей.

История марки Tatra

На основе лицензий немецких фирм МАН (MAN) и «Дойц» (Deutz) началась разработка семейства дизельных моторов, созданных путем комбинации трех размеров диаметра цилиндров (110, 115, 120 миллиметров) и трех вариантов хода поршня (130, 150, 180 миллиметров).

С 1935 года, включившись в выполнение «Программы строительства германского рейха», почти вся продукция завода стала поступать в армию. Программу возглавляла легкая 55-ти сильная модель «Т82» (6×4) с полезной нагрузкой 2 тонны.

История марки Tatra

В 1937 году на машине «Т92» (6×4) грузоподъемностью 2 тонны впервые появился верхнеклапанный двигатель воздушного охлаждения V8 (3981 см3, 70 лошадок), ставший основой для всех последующих моторов такого типа. Выпускался также вариант «Т93» (6×6), способный развивать скорость 70 километров. С 1936 года выпускался капотный пяти тонный грузовик «Т85» (6×4) с 8,2-литровым бензиновым мотором мощностью 80 лошадиных сил. Одновременно на его базе был создан первый дизельный автомобиль «Татра-85/91» грузоподъемностью 4-5 тонн, также впервые получивший кабину над двигателем.

История марки Tatra

На нем использовались рядный шести цилиндровый мотор жидкостного охлаждения (7300 см3, 85 лошадок) и пневматический привод тормозов. В модернизированном исполнении «Т98» автомобиль выпускался до 1938 года. С 1939 года началось изготовление шести с половиной тонного грузовика «T81D» (6×4), который считается технической основой всего послевоенного трехосного семейства. Он оснащался новым восьми цилиндровым дизелем жидкостного охлаждения (12464 см3, 160 лошадиных сил), а вариант «Т81Н» получил газогенераторную установку с пятнадцати литровым мотором мощностью 150 лошадиных сил.

История марки Tatra

С началом второй мировой войны «Татра» продолжала выпускать практически всю свою грузовую гамму, поступавшую на вооружение немецко-фашистских войск. Важнейшим событием этого периода стало появление в 1942 году автомобиля «Т111» (6х6), грузоподъемность которого для разных исполнений и условий эксплуатации колебалась от 6,35 до 10,4 тонн. Впервые в мировой практике машина такого класса оснащалась дизелем воздушного охлаждения «ТЮЗ» V12 (14825 см3, ISO-210 лошадок) с непосредственным впрыском топлива и двумя воздушными вентиляторами.

История марки Tatra

Читай продолжение на следующей странице
AesliB