Революционный ВАЗ 2108

Эта уникальная машина стала переломной в сфере автомобилестроения СССР. ВАЗ 2108 отличался не только по механике и дизайне, здесь внедрилась новая философия этой промышленности. Был предоставлен на всеобщее пользование трехдверный автомобиль со спортивным характером. Революционным в «восьмерке» стало практически все. Родившись в 84-м году он до наших дней не уступает по популярности другим автомоделям. В наши дни «Самара» носит титул первого авто наших студентов.

Хотя в то время начало набирать активные обороты использования переднего привода по всем странам, но в России к нему относились неоднозначно. Спор был и по поводу технической сферы и по поводу технологической сферы. Бросалась в глаза то, что для новой ВАЗ нужен и новый кузов, стандартный сюда явно не подходил.

Названия для авто изначально решали сделать двое. Для заграничного экспорта «Самара», а для советских республик «Спутник». Но в конечном итоге остановились на одном – «Самара». ВАЗ 2108 создавалась в сотрудничестве с такой мега популярной компанией как немецкая Порше, что сделало автомобиль еще более легендарным.

Соглашение о сотрудничестве было подписано в 1975 году, после встречи Э. Фруманна, президента фирмы «Порше» и В. Полякова, министра советской автомобильной промышлености.

План по работе было составлено на 3 года – с 76го по 78й. Бюджет выделялся в размере 500 марок в год.

 

Революционный ВАЗ 2108

 

Революционный ВАЗ 2108

Это сотрудничество пошло на пользу советским специалистам, так как во время совместной работы было перенято много опыта у западных со работников.

Также были приняты во внимание советы дочерней фирмы ФИАТа UTS по созданию переднего привода.

Этот проект был глобальным со всех сторон, помимо таких фирм как «Порше», ЮТС в создании «восьмёрки» принимали участие еще не одно предприятие по поставке деталей.

Компания ВАЗ уже была очень популярна в Европе после выпуска модели «Нива», которая была выпущена более чем 500 тысяч экземпляров на экспорт. Так что с новой моделью машины они не должны были снизить свои позиции.

Хотя дизайн автомобиля лежал на руках только у советских разработчиков, который разрабатывался постепенно.

 

Революционный ВАЗ 2108

 

 

 

Но с разработкой «восьмёрки» и ее запуском в производство все не закончилось. Важным моментом стало найти подходящих поставщиков. Найти предприятия которые согласились бы производить продукт соответствующего качества и конфигурации оказалось не так легко.

Вот как описывает сложившиеся с этим проблемы технолог А. Зевакин:

«Больше всего проблем вызвало производство остекления, а особенно боковых опускных стекол. Стекольщики никогда раньше не делали стекла цилиндрические вогнутые, поэтому сначала даже и слышать об этом не хотели. Только Г. Мирзоеву удалось добиться согласия по производству данных стекол. Мы все вместе потом решали какие печи и пресса нам нужны, что бы потом можно было и штампы печатать. Проблема в штампах была в том, что они созданы из дерева, а контактировать им предстояло с расплавленным стеклом. На пробный первый раз пресса собрались все мастера завода.»

Било много брака, из 60 заготовок только 11 получилось пригодных, а также потрачены силы двух смен еще при подготовке и остановлен целый модуль.

Для контроля работы и доводки рабочей оснастки были частые визиты на стеклозавод В. Унжакова. В. Кузнецова, Д. Хусаинова, Ю. Шевельева.

С помощью производства ВАЗ 2108 государственная промышленность получала новые знания становилась более развитой, но происходило это с большими усилиями и протестом.

«Восьмёрка» — это не просто новый автомобиль, это совершенно новая по всем параметрам и конструкциям машина. В 1978 году согласовали его технологическое задание, и выбрали компоновую схему с передними ведущими колесами.

 

Революционный ВАЗ 2108

 

Революционный ВАЗ 2108

Революционный ВАЗ 2108

После всевозможных испытаний было установлено, что ВАЗ 2108 не уступает ни в чем зарубежным авто своего класса и отлично подходит для условий стран советских республик, намного лучше, чем иностранные модели.

Позже на основе этой модели автомобиля были выпущены такие гоночные машины как Лада Эва, Лада, Ваз 2108 Ралли 4×4.

Первенцем был ВАЗ 2108-Ралли, который сделали в бюро форсированных испытаний Управление Главного конструктора ВАЗ. В его основу был заложен кузов, который переделали с ВАЗ 2108, сделав в центре 150-сильный и шестнадцатиклапанный двигатель, что приводил задние колеса.

После этих спортивных автомобилей создавались еще и другие гоночные машины. Для знаменитого соревнования «Париж-Дакар» компания POSH начала тюнинг ВАЗ 2108 и создали такой спорт кар как LADA SAMARA Т3. Но в этой модели уже практически не осталось ничего от оригинального ВАЗ 2108, даже двигатель был заменен на немецкий Porsche емкостью 3,6 литра, имеющий мощность 400 лошадиных сил. В итоге эта модель спортивного ВАЗ заняла седьмое место на гонках «Париж-Дакар» в 90м году и пятое в 91м. Но зато было второе место в Ралли Туниса в 90м и первое в Ралли Фараонов в Африке на год позже.

Революционный ВАЗ 2108

Производить в полную силу ВАЗ 2108 начали только с 85го года. Несколькими годами позже появляется уже следующая модель – «девятка», а еще позже 99ка. У этой модели передний привод немного изменяется по форме, появляться длинные передние крылья и новая решетка радиатора. «Низкая» приборная панель в 1990 году стала «высокой», немого усовершенствованной от автомобиля ВАЗ 21099.

Уже ближе к нашим дням, в 2004 году эта модель изменилась в модель Лада-113, и это закончило происхождения первого масштабного советского авто. Но жизнь ВАЗа на наших дорогах продолжается. Сколько их до сих пор ездит по бывшим странам советской республики. И многие из них в достаточно хорошем состоянии. Некоторые хвалят этот автомобиль, некоторые критикуют, но не в считывая это, он остаётся любимчиком начинающих водителей и мастеров тюнинга, и любителей ралли. Но времена идут и скоро «Самара» станет всего лишь экспонатом автомобильного музея, но в истории советского автостроения он оставит большой след.

AesliB