Герой блокады Ленинграда ГАЗ-ММ

Модификации

Герой блокады Ленинграда ГАЗ-ММ

На базе ГАЗ-ММ специалисты Горьковского автомобильного завода разработали несколько разновидностей:

  • ММ-В — упрощённый вариант грузовика. В первые годы войны из-за сильного недостатка материалов машину лишили крыши и дверей (вместо них использовали брезент). После 1944 года транспорту вернули деревянные крышу и двери. Для ускорения процесса сборки в технике упразднили глушитель, бампер и передние тормоза. Фару и стеклоочиститель оставили только с водительской стороны. У кузова откидывался задний борт;
  • 410 (1938-1950) — самосвал, построенный на шасси ММ. Он перевозил грузы весом до 1 200 килограмм, обладал функцией саморазгрузки. Платформу изготавливали из металла. Данные о количестве собранных экземпляров отсутствуют;
  • 42 (1938-1949) — стандартный 50-сильный мотор заменили газогенераторным. В качестве топлива использовались деревянные чурки, что позволяло развивать мощность до 38 лошадиных сил. Грузовик перевозил до 1 000 килограмм груза. 150-200 кг грузоподъёмности отнимались запасом чурок;
  • 43 (1938-1941) — аналогичная предыдущей версии. Габариты двигателя были уменьшены, в качестве топлива использовали угль. Широкого распространения модификация не получила, ограничившись маленькими партиями;
  • 44 (1939) — модель, которая передвигалась на сжиженном нефтяном газе. Баллоны с топливом размещались под грузовой платформой. За 1939 год с конвейера сошла одна маленькая серия;
  • 60 (1938-1943) — полугусеничная версия. Гусеница делалась по резинометаллическому типу. Стандартный мост отвечал за привод на неё. Машину использовали для передвижения по заснеженным регионам;
  • 65 (1940) — самая неудачная разработка горьковских специалистов в рамках этого семейства. Опытная партия машин с гусенично-колёсным движителем не справилась ни с одним полигонным испытанием. Так же обладала большим расходом топлива, что не допускалось в военные годы (60 л на 100 км);
  • 03-30 (1938-1950) — автобус, рассчитанный на 17 пассажиров. Производством занималось дочернее предприятия ГАЗ — Горьковский завод автобусов. В основе кузова лежал каркас из дерева, отделанный металлическими панелями. Являлся самым популярным автобусом в предвоенные и послевоенные годы;
  • 55 (1938-1950) — самый массовый санитарный автомобиль, состоявший на вооружении Красной Армии. Инженеры улучшили конструкцию и переработали кузов. Максимальная вместительность — 10 человек.

Многое количество разновидностей получило широкое распространение. Техника внесла неоценимый вклад в победу в ВОВ и в помощь по восстановлению Союза в послевоенные годы.

Пик славы полуторки

Герой блокады Ленинграда ГАЗ-ММ

Легендой машина стала во время Великой Отечественной войны. Грузовик считался самым распространённым в СССР. После начала боевых действий все экземпляры из народного хозяйства призвали на вооружение Красной Армии. Число работающих машин на середину 1941 году составляло 151 тысячу. ММ использовали для снабжения различных подразделений и заводов ресурсами по всей стране.

Наибольший вклад техника вложила в прохождение блокады Ленинграда. В ноябре противник перекрыл все пути подъезда к городу, в результате чего стало невозможным снабжение ресурсами. 22 ноября первый конвой грузовиков с продовольствием выехал к Ленинграду по «Дороге жизни», проходящей через Ладожское озеро.

Грузовой транспорт преодолевал большое расстояние под постоянными обстрелами противника. Несмотря на тяжелые рабочие условия, перевозка ресурсов проходила каждый день до окончания зимы. Самые толстые участки льда отметили для удобства передвижения, на сильном морозе работали регулировщики, отвечающие за координирование передвижения в случае попадания машин в полыньи и трещины. Некоторые водители снимали с петель двери, чтобы при экстренной ситуации можно было быстро покинуть транспорт.

«Дорога жизни» работала, практически, до конца апреля. В середине этого месяца температура поднималась до +15 градусов по Цельсию, из-за чего лёд начал активно таять. Дорожный покров стал покрываться водой (в некоторых местах глубина составляла 45 см), но это не останавливало полуторки на пути к выполнению поставленных задач. Официально передвижение по озеру прекратили 21 апреля, но некоторые шофёры продолжали перевозить продовольствие и эвакуировать жителей города до 24 апреля. За зиму многочисленные ГАЗ-ММ перевезли чуть больше 361 тысячи тонн полезного груза (из них 262 тысячи тонны — продукты питания).

Какой можно сделать вывод?

Герой блокады Ленинграда ГАЗ-ММ

ГАЗ-ММ — легендарный транспорт, который навсегда останется в истории нашего государства. Каждое празднование даты окончания блокады Ленинграда не обходится без упоминания об этой грузовой машине, благодаря которой удалось спасти жизни десяткам тысячам людей. Чертежи автомобиля не сохранились в архивах Горьковского автомобильного завода. Единственный уцелевший экземпляр можно рассмотреть в Музее отечественной военной истории, который находится в деревне Падиково, Московская область.

автор: Артемов Антон

источник: http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-mm/

AesliB