Герой блокады Ленинграда ГАЗ-ММ

ГАЗ-ММ — советский грузовик, который выпускался Горьковским автомобильным заводом. В народе его называли «полуторкой» из-за грузоподъёмности 1,5 тонны. Автомобиль представляет собой улучшенную версию «АА». Основным отличием является более...

ГАЗ-ММ — советский грузовик, который выпускался Горьковским автомобильным заводом. В народе его называли «полуторкой» из-за грузоподъёмности 1,5 тонны. Автомобиль представляет собой улучшенную версию «АА». Основным отличием является более мощный двигатель. Внешних отличий между двумя моделями не было.

Общая информация

Машину выпускали продолжительное время, причём в разные годы к сборке привлекались предприятия со всей страны. Горьковский завод выпускал ММ с 1937 по 1948 года. В 47-м году прошлого столетия производственную мощность перенесли на УАЗ (до 1956). Первые два года полноценно запустить конвейер с улучшенным грузовиком не получалось. Причиной стал дефицит требуемых силовых агрегатов, которые уходили на более приоритетные в предвоенные годы авто: ААА и БА-10. Массовое производство запустили в 1940 году, которое продлилось до 1956.

Существует неофициальная информация, что с 1950 по 1956 года в Ульяновске не собирали новые машины, а тщательно ремонтировали старые, оснащая новыми деталями.

В годы Великой Отечественной войны из-за недостатка ресурсов инженеры перешли на выпуск упрощённой версии, получившей индекс ММ-В. На её базе успели создать несколько модификаций. Кабину в те годы делали из древесины, на крышу устанавливали брезент. В 42-м году несколько крупных партий лишили дверей, заменив их брезентовыми защитными клапанами. Угловатые крылья делали из любого подходящего железа, просто сгибая его до нужной формы. После окончания войны технологию производства крыльев менять не стали.

Большое количество рабочих экземпляров ГАЗ-ММ числилось на вооружении Красной Армии до 1962 года. В этот год был выпущен указ о запрете эксплуатации транспорта с механическим приводом тормозов, в результате чего все модели списали.

За всю историю производства успели выпустить около 200 тысяч экземпляров. Транспорт был одним из самых популярных в Красной Армии. Его ценили за простоту конструкции, благодаря чему водители могли проводить оперативный ремонт в полевых условиях. Качество многих силовых агрегатов оставляло желать лучшего, поэтому случались частые поломки.

Конструкция

Автомобиль ГАЗ-ММ, как и его предшественник, отличался простой конструкцией. В основе транспорта лежало рамное шасси с рессорной подвеской. В те годы большинство маленьких грузовиков собиралось по такой схеме. Оперение кабины взято с ГАЗ-А и адаптировано под полуторку.

Описание технических характеристик:

  • Длина — 5,2 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 1,9 м;
  • Дорожный просвет — 20 см;
  • Колёсная база — 3,3 м;
  • Колёсная формула — 4х2;
  • Вес — 1,75 т;
  • Мощность мотора — 50 л.с;
  • Максимальная скорость — 70 км/ч.

Основным отличием от АА стала новая силовая установка. Двигатель ГАЗ-ММ подвергся доработкам, благодаря чему инженерам удалось повысить мощность с 40 до 50 лошадиных сил. Мотор остался таким же неприхотливым. Стандартным топливом был бензин АИ-52, но водители часто заправляли автомобиль керосином. В качестве смазочных веществ использовали автолы и нигролы, применяемые в промышленности. Силовой агрегат работал вкупе с механической коробкой передач, имевшей четыре ступени — три передние и одну заднюю.

Устройство задней подвески и трансмиссии было уникальным. Толкающая труба выступала в роли продольной тяги. Внутри неё располагался карданный вал закрытого типа, который в улучшенной модели стал прочнее. Главным недостатком такой конструкции стал постоянный контакт балки с бронзовой втулкой. Из-за этого последняя быстро теряла своё качество и выходила из строя. Переднюю подвеску конструкторы так же улучшили. Они изменили крепление реактивной тяги, в результате чего повысился запас рабочего ресурса. Но существенным увеличение не назовёшь: в годы войны грузовик эксплуатировали с постоянным перегрузом, что приводило к фатальным поломкам.

Стартёры работали от аккумулятора. В период ВОВ они были в жёстком дефиците, к тому же часто ломались. При большой удаче они служили чуть больше полугода. Чтобы не тратить время на замену стартера, шофёры запускали транспорт посредством рукоятки. К слабым местам относили шины, запас рабочего ресурса которых не превышал 8-9 тысяч километров. Колёса имели размер 6,00-520.

Несмотря на недостаток ресурсов, ГАЗ-ММ и АА стали самыми массовыми авто в предвоенные и военные годы. Количество выпущенных экземпляров обеих моделей и их разновидностей составило чуть меньше миллиона. На базе шасси собирали множество видов техники специального назначения, которую использовали в военных и хозяйственных целях. Многие технические узлы унифицированы при создании новые боевых автомобилей, лёгких танков, БА-6 и БА-10.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...