ГАЗ 47 – первый советский внедорожный вездеход

Так как значительная часть России занята различного рода лесами, степями и болотами, добраться туда не только на легковом автомобиле, но и на внедорожнике, бывает очень не просто. Не...

Так как значительная часть России занята различного рода лесами, степями и болотами, добраться туда не только на легковом автомобиле, но и на внедорожнике, бывает очень не просто. Не стоит говорить, что современные джипы — «паркетники» совершенно не подходят для охоты. Охотники, которые обладают достаточной суммой денег, покупают хаммеры и лэндроверы, однако даже автомобили данных марок часто безнадёжно застревают в лесах и болотах.

Многие самостоятельно тюнингуют свои автомобили, превращая их в настоящих «проходимцев». Данная процедура помогает увеличить проходимость авто, однако и этого бывает недостаточно. Существует специализированный класс автотехники, который можно отнести к группе вездеходов. Данные машины имеют гусеницы вместо колёс, и проходят практически по любой дороге, а точнее без дорог. В отличие от танковой техники, данные машины достаточно лёгкие, что помогает им преодолевать такие препятствия, где массивный танк обязательно застрянет. Одним из таких универсальных проходимцев является гусеничный вездеход ГАЗ- 47.

Как появился вездеход ГАЗ-47

Великая отечественная война наглядно продемонстрировала, что проходимость гусеничной техники практически безгранична. Не имея опыта разработки подобного рода вездеходов, советская геологическая отрасль всё настойчивее требовала создать для неё специальный вездеход, который сможет доехать в любой труднодоступный уголок страны.

В 50-е годы, ведущие конструкторские бюро СССР приступили к разработке гусеничных вездеходов, так как началось масштабное освоение северных областей страны.

Выпустить первую модель болотохода удалось горьковским конструкторам в 1954 году. Данная модель была на гусеничном ходу и получила название ГАЗ 47 (ГТ-С). Данная модель имела:

  • Гусеничную танковую платформу (позаимствованную у лёгких танков серий Т-60 и т-70);
  • Кабину для водителя и пассажиров, которая располагалась спереди;
  • Отдельный отсек для двигателя;
  • Вместительный грузовой отсек.

Модель ГАЗ-47 производилась вплоть до 1967 года.

Особенности первого гусеничного вездехода СССР

Хотя конструкторам горьковского завода понадобилось около трёх лет на разработку вездехода, данное время было потрачено не зря. Газ-47 получил выдающиеся характеристики в плане проходимости. Для того, чтобы вездеход не застревал в болоте, помимо уменьшения массы, вездеход получил широкие гусеницы. Данная особенность позволила технике не садится на «брюхо» и уверенно выезжать из любого болота.

Снижение массы и использование широких гусениц позволило добиться огромной разницы в давлении на почву по сравнению с танком, на базе которого был сделан вездеход. Если у танка давление на почву составляет около 1 кГ/см, то конструкторы ГАЗ-47 смогли добиться невероятных 0,2 кГ/см. Данные характеристики позволили не только уверенно передвигаться по болотистой местности, но и сделали возможным езду по глубоким сугробам.

Ещё одной особенностью данного вездехода была возможность преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В таком режиме ГАЗ-47 мог легко проехать 1,5 километра. Были попытки установить вместо гусениц специальные шнеки-поплавки, но такая модификация вездехода сразу теряла своё главное качество – возможность передвижения по непроходимым местам (и вообще, по каким либо местам кроме воды).

Для того чтобы вездеход мог выбраться на берег, нужен был достаточно пологий спуск (около 20 градусов). Так как машина была достаточно широкой, преодолевать бурные реки не рекомендовалось. Вездеход в воде терял маневренность, а если его прибивало бортом к высокому берегу, существовала опасность крена и затопления.

Вездеход способен преодолевать:

  • Препятствия высотой до 60 сантиметров;
  • Канавы, ширина которых достигает 1,3 метра;
  • Крутые склоны, до 60 градусов уклона.

При конструировании вездехода разработчики учли, что данная модель предназначена для геологов, которые работают в тайге и Арктике, поэтому вездеход отличался крайней надёжностью и простотой конструкции. Эксплуатация вездехода в Антарктиде смогла подтвердить данные о надёжности данной машины.

Что касается ремонтопригодности, то советские танки времён ВОВ отличались тем, что могли ремонтироваться в поле, с использованием минимального набора инструментов. ГАЗ-47 в этом отношении перенял танковую ремонтопригодность.

Основные технические характеристики вездехода ГАЗ-47

Так как вездеход отлично проявил себя в суровых экспедициях, данную модель широко использовали в армии, геологической и строительной отрасли. В тайге данный вездеход использовали на лесозаготовках. Так как горьковский завод не справлялся с наплывом заказов, производство первого советского гусеничного вездехода было налажено ещё на нескольких оборонных предприятиях.

ГАЗ-47 мог использоваться для заброса десанта в труднодоступную местность. Конструкция модели позволяла разместить двух человек в кабине и десять человек в кузове. Кроме этого имелась и открытая площадка для размещения груза и снаряжения.

В качестве двигателя для вездехода был выбран мотор ГАЗ-61, развивающий мощность до 85 лошадиных сил. Данный двигатель был шестицилиндровый, четырёхтактный. Через несколько лет этот силовой агрегат был заменён на более современную модель.

В качестве приемника был выбран мотор ГАЗ-71. Он обладал большей мощностью, что позволило увеличить максимальную скорость машины (старый двигатель развивал максимальную скорость до 35 километров в час по твёрдой дороге, 4 км/ч по воде и 10 км/ч по болоту или глубокому снегу).

На основе базы вездехода ГАЗ-47 было выпущено множество различных модификаций, предназначенных для военных, промышленных, промысловых, геологических и гражданских целей. На протяжении всех лет выпуска данной модели, не прекращались работы по разработке новых модификаций, самые удачные из которых вошли в серию.

автор: ULFHED

источник: militaryarms.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...