Частный автомобиль в СССР

До Великой Отечественной войны новые автомобили не продавались. Изредка ими награждались за подвиг либо «успех в социалистическом соревновании». Кроме того, можно было выиграть автомобиль в государственную лотерею, во...

До Великой Отечественной войны новые автомобили не продавались. Изредка ими награждались за подвиг либо «успех в социалистическом соревновании». Кроме того, можно было выиграть автомобиль в государственную лотерею, во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101…

Ещё могли купить перед войной списанные «эмки» М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все их автомобили, как и мотоциклы, были безвозвратно изъяты. Последнее касалось также любых радиоприёмников и жилых домов вблизи «стратегических» объектов, типа водонапорной башни на ЖД.

Дополнение: В комментариях к этой страничке отмечалось, что легковой ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался, была даже реклама в журнале «Архитектор». Впрочем, скорее всего его могли приобрести разного рода организации, но не «частники».

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х — 50-х годов началось массовое производство ‘Москвичей-400’, ‘Побед’ и ЗиМов.

Большинство ‘Москвичей’ продавалось населению, ‘Победы’ и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Однако года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году).

Потом на ‘Москвичи’ и ‘Победы’ образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал — больно дорого. Зарплата квалифицированного рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 — 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались.

Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было — можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.

Рассказывают такую байку:

В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева (ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Посмотрел на ‘Москвич’.

-Можно купить?

-Нет, очередь.

-А ‘Победу’?

-Тоже очередь.

-А ЗиМ?

-Ну вообще-то можно… Но вы же видите, сколько он стоит?

-Ничего, заверните…

Поскольку прецедентов в истории магазина не было, его директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: «Это академик такой-то. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте.»

Так академик стал ЗиМовладельцем. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.

Часть «Москвичей» и «Побед» в начале 50-х продавалась в варианте «кабриолет», причём стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.

Очереди на ‘Победу’ и ‘Москвич’ составлялись самими покупателями, с «десятниками», «сотниками» и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались.

Что за это имело «начальство», сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й ‘Москвич’ получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на ‘Волгу’ могли выкупить её в 66-м за немалые 5500руб.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, ‘Москвич-401’ стоил 9000руб, ‘Москвич-402’ — 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10л.с. мощностью ‘Москвич-407’ — уже 25000руб.

В конце 50-х — начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место ‘Победы’ заняла ‘Волга’ и появился ‘Запорожец-965’, первоначально оцененный в 16000руб. Само собой,
грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых «частникам» не продавались.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...