«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова. Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Сюжет

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Автопортрет (1873)

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Богатыри (1898)

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB