Судьба и коллекция актрисы Екатерины Мазуровой.

После Победы в Москве стал формироваться новый коллектив — Театр драмы и комедии, тот, который прославится много позже как Театр на Таганке. Мазурова обратилась туда, поскольку устала от выездов и захотела служить в стационарной труппе. Да и за мужем ухаживать проще. С самого первого спектакля Екатерина Мазурова оказалась плотно задействована в репертуаре, стала ведущей актрисой на возрастные роли, завоевала любовь публики.

Работу прервал первый инфаркт. Затем — второй. Инвалидность… А когда случился инсульт, приговор врачей был однозначным: «Хотите жить — оставьте театр». Болезнь усугубил нервный срыв, началась депрессия. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы ни Николай Николаевич. Он ухаживал за женой, как за маленькой, возил на консультации к самым известным докторам, на курорты. Сердечные приступы продолжались. По ночам подушка заливалась слезами.

И вдруг — звонок с Киностудии имени Горького с предложением сняться в эпизоде в фильме «Анна на шее». Мазурова даже растерялась. «Попробуй, Катюша! — начал убеждать муж. — В конце концов, кино — тот же театр. И я буду рядом с тобой».

Всего несколько съемочных дней — эпизод в церкви — и жизнь актрисы вышла на новый творческий виток. Несмотря на то, что от всей роли остался только один крупный план, ее заметили. Уже через год Леонид Гайдай пригласил Екатерину Мазурову на большую роль в свой единственный «серьезный» фильм «Долгий путь». Актриса сыграла роль матери Раечки. Работа так увлекла ее, что Екатерина Яковлевна по-настоящему ожила, стала чувствовать себя намного лучше. И после этой ленты Мазурову стали постоянно приглашать и в кино, и на телевидение. Новое дело вскоре стало привычным и радостным. Снова волнения, ожидания звонка, репетиции, примерка костюмов, грим, съемки. Жизнь вновь заполнилась творческим горением. Один за другим выходили фильмы «Дело было в Пенькове» (жена председателя Марья Федоровна), «Дом, в котором я живу» (домработница Серафима), «Екатерина Воронина» (лифтёрша), «Трое вышли из леса» (мать Геннадия), «Воскресение» (сиделка в тюремной больнице), «А если это любовь?» (бабушка возле учительской), «Непридуманная история» (теща Степана Ивановича), «Полустанок» (бабка Татьяна).

Судьба и коллекция актрисы Екатерины Мазуровой.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Бабушка

Самая знаменитая бабушка в галерее образов Екатерины Мазуровой — это, безусловно, бабушка Кости Иночкина в любимой комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Всего три сцены, но их помнит каждый. Вот бабушка ищет Костю по всему лагерю, вот она прыгает через речку, ну и ее первое появление: «Костя! Ты меня в гроб вгонишь!» Зрители хохочут. А сама актриса этот фильм никогда не смотрела. И на это были трагические причины.

Талантливый актер Николай Морозов, несмотря на инвалидность, продолжал работать в театре вторым режиссером, иногда снимался в эпизодах в кино, но всю свою энергию и жизнь целиком отдавал, прежде всего, жене. О себе, порой, забывал. Перенес несколько операций, постоянно оказывался на больничной койке. Развязка наступила в 1963 году… Как раз во время съемок «Добро пожаловать…», где Екатерина Яковлевна так смешно падала в гроб. «Как передать тяжесть этой утраты? Я думала, что не переживу этого горя. Но жизнь рассудила иначе. Теперь я обречена на одиночество…» — вспоминала актриса. Бездетная, всю свою любовь она отдала Николаю, заботясь о нем не меньше, чем он о ней.

Судьба и коллекция актрисы Екатерины Мазуровой.

«Когда деревья были большими» Анастасия Борисовна — Екатерина Мазурова, Наташа — Инна Гулая

Но жизнь шла своим чередом, съемки продолжались. Самой известной и звездной ролью Екатерины Мазуровой стала старуха Настасья Борисовна из мелодрамы Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». У этой работы была долгая предыстория. Ранее Кулиджанов и Сегель снимали Мазурову в небольшой роли домработницы в фильме «Дом, в котором я живу», но много материала, к сожалению, ушло в корзину. Режиссеры просили не актрису не огорчаться, извинялись, а через несколько лет Кулиджанов вызвал Мазурову в свою новую картину «Когда деревья были большими».

Сценарий «ни про что» — так отозвались о произведении Николая Фигуровского на киностудии, а вот Кулиджанову сценарий понравился: «Когда наш главный редактор спросил меня, о чем будущий фильм, я ответил, что о колхозной деревне. Так и записали. Поэтому нам удалось отстоять право на его запуск». Во время съемок второму режиссеру Исааку Магитону пришла в голову мысль: почему бы в деревню не приехать той самой старухе из Москвы, которая рассказала Кузьме об одинокой девушке? Ведь она-то знает, что Кузьма — не отец Наташи! В своей книге «Почти серьезно» Юрий Никулин писал: «Этот ход нам понравился. Дописали эту сцену. И вот снимаем, как мой герой входит в избу и вдруг видит ту бабульку. Как же надо реагировать на такую встречу Кузьме? Я проигрывал десятки вариантов… Но все получалось слишком наигранно. Тогда Лев Кулиджанов попросил: «Юра, покажите, как бы вы испугались, если бы работали в цирке клоуном». Цирк — дело знакомое. Через несколько секунд все в павильоне хохотали, смотря, как я показывал испуг. Но и это не годилось для картины. И тогда мы решили: а пусть испуга не будет заметно — Иорданов словно окаменеет…»

Екатерина Яковлевна охотно участвовала в подобных экспериментах. После этого фильма Мазурова прочно вошла в число активно работающих актрис кино и снималась до середины 70-х: «Дядя Ваня», «Кыш и Двапортфеля», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Руслан и Людмила». А потом решила уйти на покой. Звонки со студий раздавались еще долго, но актриса ссылалась на плохое здоровье. У нее не выходило из головы мудрое изречение: «Оставь искусство раньше, чем оно покинет тебя».

Так в жизни Екатерины Мазуровой закончилось и кино… Но искусство продолжалось.

Среди документов Российского Государственного архива литературы и искусства хранится и это письмо, адресованное Ирине Федоровне Шаляпиной. Мазурова, лично не знакомая с дочерью великого певца, рассказывала ей о зарождении музея в Шуе: «Года два тому назад группа энтузиастов начала организовывать там краеведческий музей на общественных началах — всю работу ведут пенсионеры, учителя и буквально с миру по нитке они собирают интересные экспонаты. И теперь музей есть, и они уже мечтают расширить помещение. В 1920 году я в этом городе начала свою театральную деятельность. Дирекция музея запросила у меня материалы о моей работе, и я конечно выслала им все, что у меня было. И с тех пор наша связь стала крепнуть, я из своих скромных сил отдала им кое-что из вещей и поехала туда навестить свой город и увидеть своими глазами музей. Я была поражена тем, что увидела! Для маленького города проделана огромная работа, люди старые все свои силы отдают этому прекрасному и полезному делу. У меня там было несколько встреч с публикой, и поверьте мне, Ирина Федоровна, мне приятно было увидеть, как вырос наш народ! Какая жажда у людей к прекрасному! Как они любят искусство, актеров, и у всех на устах было имя Великого певца земли русской Федора Ивановича Шаляпина…» Далее актриса просила Ирину Федоровну подарить музею что-либо, связанное с именем ее отца.

Сегодня Шуйский краеведческий музей — действительно, гордость города. Он разместился в старинном здании бывшей Городской думы, выполненном в псевдорусском стиле в виде терема. И убранство музея, и его экспонаты вызывают восторг: это и живопись XVIII-XX веков, и декоративно-прикладное искусство, и текстиль, и личные документальные фонды шуян. Многое из представленного связано с именем актрисы Мазуровой.

…Экскурсовод продолжает свой монолог: «В 1972 году после посещения Шуи Екатерина Мазурова принимает решение передать в дар свою частную коллекцию. Шедевры этого собрания — портреты работы Шильдера, Галкина, Маковского, Левитана и уникальные миниатюрные портреты. Коллекция фарфора дает возможность представить этапы развития керамического производства как в России, так и за рубежом, знакомит с изделиями частных крестьянских заводов и крупных мануфактур России конца XIX — начала ХХ веков. Екатерина Яковлевна Мазурова стала и организатором первых творческих выставок художников Москвы на площадках музея. Благодаря ей, шуяне познакомились с работами известного художника Спасского, лично знавшего Есенина, Бальмонта, Бурлюка и других своих известных современников. Вслед за собранием Екатерины Яковлевны в художественную коллекцию музея стали поступать новые дары. Это работы художников Курылева, Кречетова, Лучишкина, Кеслер, Рейтенбург, Назариной, Лебедева-Шуйского. В музее появилась коллекция декоративно-прикладного искусства «Художественные промыслы России»…

Несмотря на преклонный возраст и слабое сердце, Екатерина Яковлевна ездила в Шую довольно часто. Да и в Москве ее деятельность по поддержке музея была активной. Лишь в середине 80-х Мазурова оставила все дела с чувством выполненного долга.

Судьба и коллекция актрисы Екатерины Мазуровой.

С внучатой племянницей Наташей

Екатерина Яковлевна жила в маленькой квартирке с соседями на первом этаже возле Курского вокзала. Была превосходной, по-старинному, хозяйкой. Устроила под полом погреб — все для квашенной капусты, моченых яблок, маринованных грибов собственноручного приготовления! В таких скромных условиях заслуженная артистка РСФСР прожила до восьмидесяти лет. Когда дом начали ломать, Мазуровой предложили переехать в новый район Марьино, чего ей очень не хотелось. Ей советовали обратиться за помощью к Юрию Никулину, да и Никита Михалков обещал решить этот вопрос, если она согласится сниматься в «Обломове», но Екатерина Яковлевна никого ни о чем не хотела просить. Каким-то способом решила все сама и переехала в Лефортово.

Человек домашний, Екатерина Яковлевна все равно оставалась центром притяжения. Каждую субботу у нее собиралась компания: близкие, родственники мужа, друзья по театру в Потсдаме, выпивали, играли в карты, смеялись. Дни рождения отмечались обязательно дважды: с родней и актерами. На праздники всегда готовила кролика.

Неожиданно пришедшая известность не изменила старую актрису, не вскружила ей голову. Соседи знали ее давно, а теперь стали узнавать и прохожие на улице. Правда, период этот был не долгим, и так как Мазурова очень быстро ушла из кино, звездой она стать не успела. Не написали о ней больших статей, не сняли документальных фильмов. И то, что прожила она 95 лет и ушла из жизни не так давно, знали только близкие да жители маленького города Шуя.

В дар этому городу Екатерина Яковлевна передала в общей сложности более тысячи экспонатов. В дарственной она писала: «Шуя дала мне возможность стать актрисой и открыла путь в большое искусство. Собранные вещи за всю мою жизнь с глубокой любовью завещаю только городу Шуе». В советские годы таких благотворителей, как Мазурова, было очень немного. Но она привыкла отдавать — талант, силы, доброту, всю себя. И ничего не просила взамен.

автор: Сергей Капков

источник: family-values.ru

AesliB