Долгая и разнообразная актерская жизнь довольно часто сталкивает одних и тех же актеров вместе на съемочной площадке. В нашем кино есть несколько таких тандемов, которые уже по праву можно назвать классическими.
АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ И АНДРЕЙ МИРОНОВ
Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме «Берегись автомобиля»
Они служили в одном театре, их связывала крепкая человеческая и творческая дружба. Когда Анатолий Папанов стал выезжать на встречи со зрителями, организаторы этих поездок часто его обманывали, мало платили. Миронов возмущался: «Анатолий Дмитриевич, ну что вы с ними связались?» Порекомендовал ему в администраторы порядочного человека, который еще работал с Марией Мироновой и Александром Менакером. А вот в кино им часто приходилось играть если не врагов, то уж во всяком случае людей, мало симпатизировавших друг другу.
Их первый кинодуэт сложился в фильме «Берегись автомобиля». Андрей Миронов — мелкий жулик Дима Семицветов, Анатолий Папанов — его тесть Семен Васильевич, постоянно пугающий зятя своим «казарменным юмором»: «Тебя посодют, а ты не воруй!»
В «Бриллиантовой руке» они уже коллеги по преступному бизнесу. Папанов — Лёлик, Миронов — Козодоев (по версии Лёлика — «Козлодоев»). И снова герой Анатолия Папанова поучает героя Андрея Миронова: «Шампанское по утрам пьют либо аристократы, либо дегенераты», «Будет тебе и кофе, и какава с чаем».
«Отыграться» Миронову удалось в «12 стульях», где он предстал в образе шикарного Остапа Бендера, а Папанов гениально сыграл нелепого Кису Воробьянинова, опекаемого неистовым Остапом.
Часто вместе выходили они и на родную сцену Театра сатиры. Блистательный дуэт, к примеру, они составляли в спектакле «Ревизор». Анатолий Папанов — Городничий, Андрей Миронов — Хлестаков.
По роковому стечению обстоятельств они и из жизни ушли почти одновременно, с разницей в 11 дней, в августе 1987 года.
ИРИНА КУПЧЕНКО И ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ
Незабываемый любовный дуэт получился у Ирины Купченко и Олега Янковского в «Обыкновенном чуде». Он — Волшебник, творец, сказочник. Она — любящая и мудрая жена, хозяйка, хранительница очага. И к ней обращены эти сильные и верные слова Волшебника, звучащие как гимн настоящей любви: «Спи, родная моя. Я на свою беду бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. Но пока ты со мной. Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны…»
А вот в «Собаке Баскервилей» речи о любви уже не идет. Здесь Олег Янковский — в роли хитроумного убийцы Джека Стэплтона, а Ирина Купченко — в образе его жены Бэрил, которую он выдает за свою сестру.
Влюбленных они сыграли еще раз в картине самого Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть», которую он снял по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Это трогательная, камерная история о том, как любовь приходит к двум уже немолодым людям. И одно удовольствие наблюдать за этим виртуозным актерским дуэтом, сыгравшим эту любовь так чисто, светло и с таким блестящим юмором!