Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

КОСМОЛЕТ СТАРТУЕТ ИЗ… ЯЛТЫ

Странный заголовок, верно? Что это: выдумка? Правда? Пожалуй, половина на половину. Потому что действительно из Москвы и из Ялты (там проводились съемки) на всесоюзный экран стартует новый приключенческий цветной фильм «Удивительные космические приключения».

Участие в постановке этого фильма принимал старый знакомый «Пионера» Игорь Красулин. В фильме он «исполнял роль» главного художника по костюмам.

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Вот что он рассказал: — Звездолет стартовал, планета Земля осталась «далеко внизу». Однако наши герои еще не вполне освоились с коварными шутками невесомости… Вы скажете: «Но ведь это только съемочная площадка, как же удалось достигнуть невесомости в нашей земной «весомости»? Вот на этот вопрос я, к сожалению, не могу ответить: секрет…

Зато я могу подробно рассказать о костюмах, в которые одеты наши герои. Они почти настоящие, недаром главным научным консультантом по костюмам был сам Г. Т. Береговой. Сделаны эти космические комбинезоны из металлизированного нейлона. В них можно смотреться как в зеркало, они отлично отражают солнечные лучи (создают внутри микроклимат). А эти высокие ботинки тоже не простые — они с магнитными присосками. На груди у космонавтов смыслоуловитель — переводит с любого языка Вселенной (вот бы такую штуку к нам на урок английского, Да?).

Космолет огромен. Сейчас ребята в «комнате-сюрпризе»: хочешь — — попадешь домой, к себе в квартиру, хочешь — на берег моря. Но кто-то нечаянно-иажал сразу три клавиши, и вдруг… Едва-едва удалось сладить!

Погодите, а кто этот парень с такой симпатичной и… нагловатой физиономией? Это первый в мире космический заяц! Тайно пробрался он на корабль и теперь летит вместе со всеми…

Наш звездолет приближается и таинственной планете. Биороботы ждут гостей. Вокруг них хлопочут… вполне земные гримеры. А что это за странные сапоги-гармошки? С их помощью робот может «вырасти» на любую высоту.

А что это за ежики на голове? Это стальные волосы-антенны. Вес их — более трех килограммов. Актеры Надежда Семенцова и Николай Погодин не раз вздыхали про себя: «Тяжела ты, шапка биоробота!» Поздней осенью в Ялте прохладно, И наши роботы сидят, накинув на плечи вполне обычные овчинные душегрейки.

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

А этот цветущий сад не сад вовсе, а одно из помещений звездолета. Космонавты принимают у себя разумных обитателей планеты… случайно оставшихся в живых. Ведь власть на планете захватили взбунтовавшиеся роботы. Положение серьезное. Но будем надеяться, что все кончится хорошо!

Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.

Но это еще не все. Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.

К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас — реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.

Кстати, именно из-за костюмов «Кассиопею» и «Отроков» часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка).

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Эта лента была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.

Фильм «Москва — Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

Лучше других ответ на этот вопрос знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.

Сам

«Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский, — вспоминает Валерий Павлович. — Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действия происходили и в отсеках звездолета «ЗАРЯ», летящего к созвездию Кассиопеи.

До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?». При этом на поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось.

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.

При съемке в кадр забегал первый астронавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.

При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.

Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! И это с бюджетом всего 900 тыс. руб.

СУДЬБА КОСМИЧЕСКОЙ СЕМЕРКИ

Володя Савин (Миша Копаныгин)

Кроме Иры Поповой, он был единственным из всей семерки, кто снимался еще до «Москвы — Кассиопеи». Об их романе с Ирой шушукалась почти вся съемочная группа. Все началось с романтических посиделок на берегу Черного моря, а спустя пять лет закончилось свадьбой. Вова поступил в МГУ на геологический факультет. После расставания с Ирой он закончил Академию внешней торговли по специальности экономист-международник. В настоящее время Володя работает начальником аналитического отдела российского «Красного Креста».

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Ира Савина (Попова) (Катя Панферова)

Ира оставила фамилию первого мужа, Володи Савина, расставшись с которым она снова вышла замуж. Ира играет в Театре им. Ермоловой, иногда работает на озвучании фильмов.

Когда начались съемки, Ирине уже исполнилось 14 лет, и она оказалась старше всех остальных девочек. Может быть, именно поэтому ей удалось завоевать сердце Володи Савина. По окончании работы в фильме Ричард Викторов посоветовал ей поступать в театральный. Долгое время Ира снималась в кино, но в конце концов выбрала театр. В данный момент в силу профессии она продолжает тесно общаться с Владимиром Басовым, который сыграл в «Кассиопее» и «Отроках» отвязного Лба.

Ольга Битюкова (Варвара Кутейщикова)

Олю отобрали на роль последней из всей семерки. Наверное, она была самой непосредственной из всей компании. Когда после выхода «Кассиопеи» ее стали узнавать на улицах, она думала, что мир создан только для нее.

Однако судьба быстро поставила на место. Неудачи стали преследовать Олю одна за другой — провалы при поступлении во ВГИК и институт культуры, сплошные разочарования на фотопробах, ни одного предложения со стороны режиссеров! Мечты об актерской карьере пришлось на время оставить.

Лишь потаскав несколько месяцев тяжеленные диссертации в Ленинской библиотеке, Оля получила приглашение на роль. Потом она работала в кино и параллельно училась на конструктора одежды.

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

После развала отечественного кинематографа Битюковой, как и другим, приходилось искать побочный заработок. С некоторым смущением она сообщила, что работала дилером в одной из известных компаний.
Сейчас Оля снимается в студенческом сериале у режиссера Игоря Шавлака, играет декана факультета.

Надя Овчарова (Юля Сорокина)

Выбрала для себя другое амплуа и пошла в певицы. Одно время она пела в хоре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Пару лет назад Наде и ее мужу (тоже певцу) дали квартиру, и ее связь с остальными ребятами прервалась. Новая жилплощадь пришлась Наде как нельзя кстати. Шести Надиным карапузам будет где порезвиться.

Вадим Ледогоров (Агапит)

Сыгравший колоритного лысого инопланетянина, Дима, отучившись в свое время в школе-студии МХАТ, несколько лет назад уехал в Новую Зеландию. По словам иногда общающейся с ним по телефону Ани Викторовой, он играет в тамошнем театре и преподает актерское мастерство.

Саша Григорьев (Паша Козелков)

Одни говорят, что он не выдержал испытания славой, другие, что просто сделал свой выбор. Прослужив в армии, он пропал из поля зрения своих прежних друзей. Однажды Дима Ледогоров ехал домой с какой-то встречи. Поймал такси, открыл дверцу, и вдруг из машины раздается: «Садись, Лысый!» Шофером такси оказался Саша. Он и по сей день водит машины с шашечками на бортах. Его жалеют, но, кто знает, может быть, профессионально крутить баранку все же лучше, нежели играть в эпизодах.

Как снимали фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной»

Михаил Ершов (Виктор Середа)

Миша выделялся среди остальных мальчишек. Взрослые сильно удивлялись его необычному поведению: он относился к роли как вполне профессиональный актер, очень серьезно воспринимал свою работу и был чуть ли не единственным из ребят, для кого съемки в кино не были сопряжены с двойками в школе.

Более раскованные и хулиганистые Савин, Григорьев, Басов и Ледогоров часто его доставали, но он на них не обижался.

Миша Ершов попал на съемки совершенно случайно. На репетиции парада, посвященного дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссера.

Приняв ее поначалу за злобную тетю, которая собирается заставить его нести тяжелые плакаты, мальчуган хотел тут же рвануть прочь. Однако ушлая женщина все же успела всучить ему приглашение на фотопробы.

О работе в «Кассиопее» у Миши остались самые теплые впечатления.
Он до сих пор помнит, как Смоктуновский пожалел проголодавшегося мальчугана и заботливо протянул ему уже очищенный апельсин.

Казалось бы, вполне обеспеченная блестящая кинокарьера у Ершова не сложилась. В силу определенных личных причин он решил оставить кинематограф. Миша закончил обыкновенный технический вуз и сейчас работает в Московском метрополитене, обеспечивая его нормальную жизнедеятельность.

источник: 1001material.ru

AesliB