Яркое солнце быстро раскалило жесть, на которой невозможно было стоять. Сняли несколько дублей, но режиссеру не нравилось. Тогда он сам, сняв носки, побежал показывать танец, но тут же соскочил с обжигающего железного листа. Со злостью он закричал, чтобы актерам принесли носки. Но так получалось еще хуже, так как в носках ноги сильно сколь-зили. В результате после долгих мучений Тома и Григориу танцевали на раскаленной жести босиком.
Помимо съемок Лотяну вместе с Евгением Догой проделали глобальную подготовительную работу. Они объездили огромное количество таборов, слушая старинные песни и собирая живую историю этого народа. А свои впечатления режиссер и композитор талантливо передали в кадре и музыке.
«Табор уходит в небо» — музыкальная фреска Евгения Доги», – делился своими мыслями по поводу творчества своего друга Эмиль Лотяну. – «Евгений Дога обладает драгоценнейшей из тайн — рождением мелодии. Сверкающая нить звука, приносящая негу и весенний хмель, умножена мастерской полифонической палитрой. Миг звука вмещает в себе мир звуков.
Миг звука подобен следу молнии, уходящему за пределы зримого мира. Если ты способен ощутить эту истину, то она становится впоследствии твоим воздухом. Десятки и сотни встреч, десятки и сотни прослушиваний. Подобно археологам, мы собирали осколки прекрасной древней амфоры цыганского фольклора.
Под пластами пресловутой, лихой «цыганщины», под спудом наносных чужеродных элементов находили эти драгоценные крупицы на Волге и Тиссе, у подножья Карпат и молдавского плоскогорья, в Сибири и на Кавказе. Нам посчастливилось встретиться с теми, кто бережно хранит в своем сердце старинные песни – живую историю цыганского народа».
Сцена купания, в которой у цыганки Рады обнажается грудь, вызвала самую большую бурю эмоций. На Западе были поражены смелостью советской актрисы и тут же присудили ей титул секс-символа. Среди цыган Светлану Тома осудили, считая, что настоящая цыганка никогда так не поступит.
После выхода фильма на экраны «Табор уходит в небо» мгновенно стал лидером проката. Его закупили 112 стран, и этот рекорд не побит до сих пор. Частенько в кинотеатры приходили целые таборы. По воспоминаниям Светланы Тома, однажды она пришла на встречу со зрителями, а там — одни цыгане.
Они составили все стулья вдоль стеночек и расположились на полу с детьми, едой и своими пожитками. Нередко во время сеанса присутствующие в зале цыгане вскакивали со своих мест и начинали танцевать вместе с экранными героями. Создателям картины приходили мешки писем, сувениры и подарки. И до сих пор этот фильм не оставляет никого равнодушным. Особенно весной, когда яркие краски бушуют не только за окном, но и в душе.
Интересные факты о фильме «Табор уходит в небо»
- После выхода фильма «Табор уходит в небо» Светлана Тома и Григоре Григориу снялись еще в трех лентах Лотяну — «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова» и «Лучафэрул».
- В титрах фильма имя главной героини написано с одной буквой «Д» — «Рада», тогда как в рассказе Горького возлюбленную Лойко Зобара зовут «Радда» — с двумя «Д».
- Лотяну с самого начала собирался снять Тому в роли Рады, но, несмотря на это, актрисе пришлось не только пройти кастинг наравне с другими претендентками, но и дважды участвовать в пробах.
- Светлана Тома после окончания съемок выкупила у студии костюм и украшения своей героини – монисто, цветастые цыганские юбки и старинную шелковую шаль, расшитую вручную. В семье актрисы эти предметы хранятся как реликвии.
- Светлана Тома рассказывала, что однажды в Харькове с не произошел курьезный случай: «Директор кинотеатра, где нон-стопом целый день шел фильм, попросил меня выйти к зрителям и провести творческую встречу. Цыгане кинотеатр этот купили с потрохами, попросили убрать кресла, сидели прямо на полу, чуть не жили там: с детьми, с едой — уходили, приходили. Ну и я вышла к ним. С хвостиком, в очках — я близорукая. Ну что сказать — они были в шоке. Так и не поверили, что я — та самая Рада. Мне пришлось уйти со сцены — они кричали, они возмущались так, они вызвали директора, они грозили, что подадут на него в суд…»
источник: 1001material.ru