Как снимали фильм «Гусарская баллада»

«Бутылок многих видел дно…»

А артисты. выехавшие на пленер, тем временем раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе. И расслаблялись как могли. Когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи? — орал он, указывая на упитанных «партизан». Среди «партизан» оказался и Юрий Белов, у которого только что закончился медовый месяц. Он снимался, чтобы… отоспаться.

Как снимали фильм «Гусарская баллада»

Глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок. А сытый Белов шутил, ослабляя подпругу спящих в седле товарищей. Когда те просыпались — оказывались на земле… Как-то коллеги отомстили ему выстрелив из газового пистолета в комнату. Но белов пулей выскочил в окно — причем в исподнем и со второго этажа…

Поручик Ржевский

На эту роль пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.

Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…

Как снимали фильм «Гусарская баллада»

— Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка…

Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…

Именно Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада». Фрейндлих тогда не один раз приезжала на кинопробы в Москву. И даже в съемочной группе уже никто не сомневался, что у Шурочки Азаровой будет лицо Алисы Фрейндлих. Однако в самый последний момент главную роль Рязанов вдруг отдал Ларисе Голубкиной, витиевато извинившись перед своей питерской любимицей: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»

Как снимали фильм «Гусарская баллада»

Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе».

«Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость. И внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой.

Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминает Лариса Голубкина.

Как снимали фильм «Гусарская баллада»

– Я помню, как я стояла в гусарском костюме на Мосфильме, в перерыве смотрела в окно и думала, что завтра я здесь буду стоять, но уже в другом времени, в другом состоянии, в другом моем ощущении, – вспоминает Лариса Голубкина, – и мне так хотелось тогда остановить этот период – он был такой прекрасный.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB