Как снимали фильм «Айболит-66»

Режиссер фильма Ролан Быков впервые в истории мирового кино использовал новаторский прием вариэкрана — размер, расположение и формат изображения в кадре меняются в зависимости от сюжета, герои киноленты...

Режиссер фильма Ролан Быков впервые в истории мирового кино использовал новаторский прием вариэкрана — размер, расположение и формат изображения в кадре меняются в зависимости от сюжета, герои киноленты то действовали внутри «картинки», то выбирались «наружу».

Съемки фильма проходили и в павильонах «Мосфильма», и на натуре. «Африканскую» пустыню планировали снимать в Бухаре. Но из-за урезания бюджета съемки перенесли в Подмосковье – в Люберецкий песчаный карьер. Большинство сцен снимали все-таки на юге, чтобы «воссоздать» природу Африки: в Азербайджане и в Абхазии.

– В азербайджанском городе Астара снимали сцены в болоте, – вспоминает оператор Виктор Якушев. – Красивые места, но пиявок в болоте тьма! А Бармалей с разбойниками, которых играли Алексей Смирнов и Фрунзик Мкртчян, там плавали и ныряли. И когда актеры выползали на берег, на них жутко было смотреть – сплошь были покрыты пиявками.

Алексей Смирнов вообще был довольно брезгливым человеком – надо было видеть, как он срывал их с тела и топтал сапогами!

В роли Бармалея Ролан Быков занял сам себя. Поскольку съемки были очень трудные, его дублером на картине выступил…модельер Валентин Савельев. Они познакомились во время работы над эпопеей Сергея Бондарчука «Война и мир», где модельер делал исторические прически.

А вот когда понадобилось, чтобы исполнитель главной роли бегал по болотам, размахивал мечом и кричал страшным голосом, оказалось, что Ролан Антонович простужен и не может часами сидеть в холодном бассейне, где все это снимали.

Пришлось прибегнуть к помощи дублера, у которого была крепкая флотская закалка, а доверчивые зрители ничего не заметили.
В роли обезьянки Чи-Чи снималась первая жена Ролана Быкова — актриса Лидия Князева, а в одном из эпизодов снялся «клоун с осенью в сердце» Леонид Енгибаров.

Костюм Бармалея из красной кожи Ролан Быков придумал себе сам, и он его чуть не погубил. На побережье Сухуми снимали сцену, где Бармалей захватывает корабль доктора Айболита, происходит борьба, и разбойник падает за борт.

Корабль сделали из небольшого рыбацкого судна – художник прикрепил к нему парус, капитанский мостик. И когда Быков упал за борт – полностью в амуниции, с тяжелым мечом, то его кожаный костюм набрал воды и камнем потянул ко дну.

Съемочная группа стояла на берегу, не понимала, в чем дело, и хохотала. А когда спасатели на берегу обнаружили, что актер действительно тонет, то метнули в него спасательный круг, который пришелся Быкову точно в лоб. Группа захохотала еще громче, но в конце концов все поняли, что дело серьезное, и бросились спасать Ролана.

Финальную сцену посрамления Бармалея снимали под Сухуми на даче Сталина. Там был большой ботанический сад с экзотическими растениями. Для ролей больных обезьянок набрали детишек, которые должны были громко плакать. Но сделать это никак не удавалось. Наконец одна девочка заплакала, тут же подхватили остальные, и возникла другая проблема – как детей остановить. Но мороженое, которое в конце фильма едят поправившиеся обезьяны, спасло положение.

«Айболит-66», пожалуй, один из самых экспериментальных российских фильмов 60-х. Ну, где еще, скажите на милость, экран превращался то в треугольник, то в ромб, или в иную геометрическую фигуру?

А где еще персонаж мог безмятежно повесить свой зонтик за рамкой кадра? Словом, экранизация знаменитой сказки Корнея Чуковского о добром докторе Айболите получила яркую и неординарную трактовку.

Олег Ефремов казался идеальным экранным Айболитом, воплощающим абсолютное и наивное Добро, а Бармалей в феерическом исполнении Ролана Быкова в окружении своих экзотичных подручных (Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов) представал символом вредного, но не слишком страшного Зла.

И все это с песнями, танцами, эксцентрическими трюками и комедийными гэгами! Но… Для детей эта музыкально-комедийная притча о том, что хотя «нормальные герои всегда идут в обход», Добро обязательно должно победить Зло, оказалась слишком сложной и условной по форме и философии.

А большинство взрослых зрителей сочли быковского «Айболита-66» слишком театральным и… детским…

Ролан Быков: «Хорошее произведение для детей должно быть, по словам Пушкина, “одинаково интересно для взрослых”. Меня всегда обвиняли в двуадресности. А это не двуадресность. Это просто признание детей людьми: ведь разве дети не люди?

Надо просто признать, что детство — определенный срез в целостном понятии мироздания». «Эта картина — моя большая радость, мое большое счастье. В кино я пришел (как режиссер) именно из-за «Айболита»».

Но в свое время этот фильм вызвал массу нареканий, споров и критических замечаний, переходящих в травлю. «Айболит-66» прозвучал свежо и ново, даже смело. Он был не просто экспериментом, а экспериментом в кубе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Загрузка...
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...