История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Процесс рождения Петрова и Васечкина был труден и непрост. Их путь к зрителю был ужасен. Легкомысленные сорванцы и бездельники несколько лет сковывали силы огромного цензурного аппарата советской страны. За всё это безобразие измученные борьбой чиновники могли смело благодарить сценариста и режиссера Владимира Аленикова, которого можно по праву считать отцом двух знаменитых киногероев и их прекрасной подруги Маши.

История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

По замыслу Аленикова голубые экраны вместо высокоидейных и вымуштрованных юных ленинцев заполнили самые что ни на есть несознательные и отстающие элементы, для которых пионерский галстук служил скорее надоедливым аксессуаром, нежели священным символом. Едва ли не впервые в советском кинематографе дети стали похожи на самих себя. Сейчас Владимир Алеников закончил работу над своим новым фильмом «Война Принцессы». В нем речь также идет о современных детях, которые любят, ненавидят, стреляют друг в друга, как взрослые. Но это уже совсем другая история.

Кто такие Петров и Васечкин?

А начиналось всё с «Ералаша», куда Владимир Алеников направил свои стопы с целью самореализации. К тому времени детское юмористическое чтиво оставалось чуть ли не единственным местом, где он мог снимать кино на официальных началах.

В силу массы серьезных причин Аленикову долго не удавалось пробиться в элитарную когорту советских кинорежиссеров. Поэтому первые свои три картины он снимал на собственные деньги, которые зарабатывал переводами. Покупал пленку на задворках у операторов, монтировал по ночам на студии, платил сторожам… Тогда и возникла идея пойти в только что открывшийся журнал «Ералаш». Собрав волю в кулак, Алеников обратился к Александру Хмелику и Борису Грачевскому.

— Хмелик предложил придумать ему какой-нибудь сюжет. Через день я к нему приехал и показал написанные мной тридцать восемь историй. Для меня это не составило особой проблемы. Одно время я преподавал в школе, был даже исполняющим обязанности директора, поэтому определенный жизненный опыт у меня присутствовал.

История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Так началась карьера Аленикова в «Ералаше». Постепенно стараниями Владимира Михайловича среди прочих киножурнальных персонажей обозначились два не обремененных излишними знаниями и строгой дисциплиной школяра — Петров и Васечкин. Поначалу их внешний и внутренний облик спонтанно варьировался, но с годами два маленьких негодника приобрели вполне конкретные черты. Петров — слегка упитанный добродушный романтик, Васечкин — юркий и пронырливый шалопай. Такие смачные типажи просто не могли остаться незамеченными. С ними надо было что-то делать. И Алеников сделал.

А кто, собственно, такие эти Петров и Васечкин? Откуда они взялись на нашу голову?

— У меня был хороший школьный приятель Петя Брандт. Петров списан в первую очередь с него. А Васечкин — это фамилия еще одного мальчика из нашей школы. Хотя, с другой стороны, Васечкин — это скорее всего я сам. В юности я был очень резвым и энергичным. Меня постоянно выгоняли из школы — из одной, другой, третьей… Родители были в ужасе. Мне было очень скучно на уроках, поэтому я без История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Как выяснилось, предложение Одесской киностудии написать сценарий о Петрове и Васечкине поступило Аленикову весьма вовремя. После неудачи его фильма «Жил-был настройщик» с Роланом Быковым и Еленой Санаевой он понял, что в Москве шансов получить еще одну постановку у него практически нет. Тем более что сделать это для него было не так уж и сложно, так как рассказов про Петрова и Васечкина накопилось порядка полусотни.

Для своей первой официальной полнометражной картины «Приключения Петрова и Васечкина» Алеников набрал большую команду дебютантов. К вящему ужасу чиновников от кино, впервые на экране появились раскрепощенные, независимые и отвязные дети совершенно из другой жизни.

Возвращение товарища Сухова

История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Надо сказать, что в поисках детей перешерстили всю Москву, Киев, Одессу и Ленинград. Через руки киношников прошло около семи тысяч ребят. В итоге всю троицу обнаружили в Ленинграде.

Васечкиным по воле случая, а вовсе не по блату, стал сын старого друга Владимира Аленикова — хореографа ленты, а ныне театрального режиссера Владислава Дружинина. Когда, пройдя все пробы, Егор Дружинин был утвержден на роль, он спросил у режиссера: «А Петрова вы нашли? Если нет, я вам сейчас его приведу». Действительно, Егор был прав. Его приятель Дима Барков, с которым он сидел за одной партой, оказался идеальным кандидатом на роль. Больше никого искать было не надо.

Сыгравшая Машу Старцеву Инга Ильм сразу покорила всю съемочную группу. Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз и по прочтению сценария заявила: «Знаете, я думаю, что это очень хорошая трогательная история любви, но она должна быть смешная, потому что дети еще маленькие». Окончательно вопрос в ее пользу решил следующий инцидент. Алеников отозвал в сторону Петрова и Васечкина, указал на стоящую неподалеку группу девочек и спросил: «Скажите мне честно, кто из них настоящая Маша Старцева?» Ребята хором заявили: «Инга». Вопросов больше не было.

Кроме детей, в ленте снималось много замечательных актеров: Софико Чиаурели, Юрий Медведев, Людмила Иванова… Учительницу французского языка и классную руководительницу Петрова и Васечкина играла первая жена Владимира Аленикова Инна. Анатолий Кузнецов сыграл самого себя. Вернее, второй раз в жизни, спустя 12 лет, он снова стал товарищем Суховым. Для достижения абсолютного сходства с героем «Белого солнца пустыни» пришлось даже разыскать на «Ленфильме» его старую красноармейскую гимнастерку и полностью восстановить грим.

Не пионерская пластика

Но настоящие проблемы были впереди. Наверное, сейчас трудно себе представить, что невинный аки горлица, детский мюзикл пролежал на полке Госкино целых два года. Надо обладать логикой тогдашних охранителей социалистических устоев, чтобы понять, почему советским детям не рекомендовалось знакомиться с приключениями двух веселых пацанов и их боевой подруги.

История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Первым актом комедии стал визит Аленикова к директору телевизионного объединения «Экран» Борису Хессину, который должен был дать «добро» свежеиспеченной картине. К удивлению режиссера, фильм не просто не приняли, а не приняли со скандалом. Хессин хлопнул кулаком по столу и сказал: «Вот этого показывать мы не будем никогда! Это не пионерская музыка, не пионерская пластика и вообще сплошные американизмы».

Что вообще невозможно понять, так это то, что после «закрытия» одного кино, Аленикову поручили тут же снимать другое, причем о тех же Петрове и Васечкине. Несмотря на протесты режиссера, которого перспектива всю жизнь снимать фильмы о двух обормотах совсем не радовала, резолюция начальства была вполне четкая: «Надо — значит, надо».

Так возник второй шедевр из пионерской жизни — «Каникулы Петрова и Васечкина». По сценарию в основу двух серий детского мюзикла — «Хулиган» и «Рыцарь» — легли до боли знакомые литературные хиты «Ревизор» и «Дон Кихот». В итоге вышла совершенно невероятная сатира: пионеры в роли чиновников, дающих взятки, и председатель совета отряда в виде городничего, трясущегося от страха перед начальством. Такого поругания пионерской чести советские кинобоссы выдержать не могли. Приговор был короток, но красноречив: «Спасибо. До свидания». Фильм отправился на полку, а карьеру Аленикова можно было считать практически завершенной.

История создания фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина»

Тем не менее, пока в Москве «Петров и Васечкин» благополучно пылились в недрах монстроподобного Госкино, Одесская студия на свой страх и риск стала посылать обе ленты на всевозможные кинофестивали. Как и следовало ожидать, веселые истории заработали кучу призов в Киеве, Хихоне и Братиславе. Но на столичных церберов эти достижения, судя по всему, никакого эффекта не произвели. Слезные запросы не самых последних в стране людей — Наталии Сац, Дмитрия Кабалевского, Сергея Михалкова, Анатолия Алексина — с просьбой допустить фильмы до экрана остались без ответа.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB