История создания фильма «Вечный зов»

Сегодня мы расскажем о многосерийной киноленте «Вечный зов». Киноэпопея вышла на экраны в 1976году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.

Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.

История создания фильма «Вечный зов»

«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.

Режиссеры-постановщики

Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова.

История создания фильма «Вечный зов»

Автор сценария

«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»

С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал.

История создания фильма «Вечный зов»

Поликарп Кружилин

Петр Вельяминов — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.

— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»

История создания фильма «Вечный зов»

Яков Алейников

Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.

Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.

История создания фильма «Вечный зов»

Читай продолжение на следующей странице
AesliB