История создания фильма «Приключения Буратино»

Съемки «Приключения Буратино» проходили в Крыму,Вильнюсе и Минске в течение 93 дней. Лето,море, солнце — ну что еще надо было для полного удовольствия?«Маленькие артисты, конечно же, уставали, но...

Съемки «Приключения Буратино» проходили в Крыму,Вильнюсе и Минске в течение 93 дней. Лето,море, солнце — ну что еще надо было для полного удовольствия?«Маленькие артисты, конечно же, уставали, но когда съемки заканчивались, они бежали играть в салки, купаться — откуда только силы брались?» — удивляется Л. Нечаев.

Режиссер картины Леонид Нечаев нашел мальчишку на роль Буратино в минском… подземном переходе.

— Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки, — вспоминает Нечаев.

Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: «Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!»

Сам Дима Иосифов, сыгравший деревянного мальчишку, говорит, что сниматься не очень-то и хотел.

Мало кто знает, что на студии Диму пробовали сначала на роль Арлекино. Но стоило ему раздеться, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное: только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.

Вспоминает режиссёр фильма Леонид Нечаев

— В роли Черепахи Тортиллы я первоначально хотел видеть Фаину Раневскую. Однако она была уже очень немолодая и поэтому сказала: «Ленечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки будут проходить у меня в подъезде».

Рина Зеленая, узнав о моем предложении, в общем тоже не слишком удивилась, только спросила: как я собираюсь надевать на нее панцирь и когти? Я успокоил Рину Васильевну, сказав, что ей положен не панцирь, а пончо с чепчиком, и — она прекрасно сыграла Тортиллу. И даже спела.

Карабасу-Барабасу — Этушу — принадлежит мгновенно ставшая крылатой фраза: «Это просто праздник какой-то!», которая у него вырвалась после попытки исполнить нечто на трубе. Сложнее всего было с покойным Роланом Быковым. Первоначально роль Кота Базилио предлагалась двум другим очень известным актерам, но они соглашались только при одном условии: взять на роль Лисы Алисы их жен. Но эти актрисы не подходили совершенно, и я обратился к Быкову. Не без колебаний обратился, поскольку мы с ним по жизни полные антиподы.

И тут я решил похулиганить и говорю: «Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет твоя жена Лена Санаева! Причем в вашем дуэте основную партию будет вести именно она, а ты будешь на подпевке!» Он сначала дико возмутился, поскольку справедливо считал себя куда более опытным и популярным актером. Но потом азарт взял свое, и мы начали работать.

Единственным условием Ролана и Лены было — отпускать раз в неделю из Ялты в Севастополь, где они давали концерты. Приезжали оба настолько вымотанными, что порой забывали, о чем вообще снимаем, но быстро приходили в себя и начинали подавать идеи. Например, необычную одежду для обоих мошенников — накидку из рыболовной сети с облезлой горжеткой для Алисы и такую же облезлую смесь шубы с сюртуком для Базилио — придумывали все вместе.
В итоге фильм имел такой успех, что я неожиданно для себя оказался режиссером, у которого стало престижно сниматься.

На съемках собрался блестящий актерский состав — Владимир Этуш, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Басов. К каждому из них юные актеры относились по-разному.

— Быков иногда меня пугал, работая на результат, он никого не жалел, — вспоминает Дмитрий Иосифов. — Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: «Ты бездарная актрисулька!»

Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал.

«- Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание»? — продолжает Дима. — Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли.

В папе Карло — Николае Гринько и Джузеппе — Катине-Ярцеве Буратино души не чаял, а Этуша — Барабаса не любил. Побаивался.

— Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки.

После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!»

Встречу Буратино с черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Дело было в ноябре, съемочная группа отчаянно мерзла.

— Температура воздуха плюс восемь, вода — плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе «кувшинки», который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся, — говорит бывший Буратино. — Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом.

Девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось еще хуже. Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Тортила — Рина Зеленая заявила режиссеру: «Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!»

— Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра, — вспоминает Дмитрий. — Она была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда.

Дублеров у юных актеров не было — все трюки, включая опасные, они выполняли сами.

— Помните сцену в харчевне, когда разбивают кувшин, в котором сидит Буратино? — улыбается Дмитрий. — Он был огромный и тяжелый — я в него целиком влезал. Все боялись бросать в него кружку — мало ли что, ребенок внутри! А снять надо было с первого дубля, кувшин был единственным. Когда он раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули!

— Отдельная история приключилась при съемках сцены, когда лиса и кот за ноги подвешивают Буратино к дереву. Мама Димы категорически не желала, чтобы сын болтался вниз головой: «Нужен дублер!» Режиссер наплел ей что-то про куклу, которую можно вешать вместо мальчика, а сам прошептал Диме, чтобы он отправил маму куда-нибудь. В конце концов ее обвели вокруг пальца. Нечаев позже вспоминал: «Я подозвал Димку и говорю: «Нужно что-то делать!» Он: «Понял!» — и начинает ныть: «Есть хочу, не могу! Живот болит!» Пока мама ездила в магазин, мы подвесили Буратино».

Отдельная история была с длинным носом. Делали его из пенопласта. При этом он должен быть очень подвижным. В течение всей съемки нос Буратино меняли 45 раз. 45 носов — и все их делал один-единственный мастер.Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актера. На то, чтобы приклеить нос, гример тратил 1,5 часа.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...