История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча 1981 года не только первый сериал в истории Латвии, это и первый не запрещенный фильм о неоднозначной судьбе латышского народа, о ссылках в Сибирь. Тем не менее, отношение к сериалу «Долгая дорога в дюнах» противоречиво, возможно, по той причине, что фильм был создан по заказу «центра» и претерпел значительную цензуру, в результате чего Сибирь в фильме скорее напоминает курорт, чем место ссылки.

Но, благодаря сериалу «Долгая дорога в дюнах» люди даже в самых отдаленных городах и селах бывшего союза узнали, что на берегу Балтийского моря живет такой народ — латыши, узнали о нелегкой судьбе этих людей, об их культуре. При просмотре киноленты они каждый вечер сопереживали ее героям, прониклись уважением к доселе чуждому для них народу.

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Режиссёр фильма Алоиз Бренч

Не это ли лучшее, что может сделать кинематограф — способствовать взаимопониманию между людьми во всем мире?

Думаю, немного будет тех, кто не знает, о чем повествует история 7-серийной телевизионной ленты. Поэтому напомню лишь анонс фильма: «Действие фильма охватывает долгий период времени — с 1939 года до наших дней. Место действия картины — небольшой рыбацкий поселок на берегу Рижского залива. В центре событий история любви Марты и Артура. Их судьбы, как и судьбы других действующих лиц, тесно связаны с историческими перипетиями тех суровых лет.

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Роман Олега Руднева «Долгая дорога в дюнах»

Идея о создании многосерийного исторического фильма родилась задолго до его постановки. В то время автор сценария Олег Руднев был председателем комитета Кинематографии Латвийской ССР. Благодаря этой его должности и связям в Москве, им с режиссером-постановщиком Бренчем удалось уберечь от цензуры многие эпизоды, они вдвоем постоянно ездили в Москву сражаться за свои права.

В то время сериалы не снимались и не демонстрировались, к тому же, «Долгая дорога в дюнах» была первая работа, в которой затрагивалась тема высылки в Сибирь, тема, которую до этого упоминать было не принято. Но, коллеги не зря считали Бренча художником с удивительной «чуйкой» и «нюхом» — если он взялся за проект, тот непременно станет популярным, и к его созданию стоит приложить усилия.

Пока Виктор Лоренц в поте лица трудился над доработкой сценария, проходила активная работа по подбору актеров. Бренч всегда давал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии, таким образом в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас.

Изначально в главной роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сняться уже известная российским зрителям по фильму «Родная кровь» Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калниньш.

Исполнительница роли Марты Лилита Озолиня вспоминает, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало — режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе.

Работать с мастером по постановке детективных историй Бренчем было интересно. Хотя многие о режиссере говорят, что он безжалостен к актерам, тем не менее, Бренч или попросту Алик, как его величают коллеги, — это режиссер, который прислушивается к творческим советам актера, старается акцептировать его желания.

Когда Индре Бурковской предложили роль подруги Марты Бируты, она была еще совсем молодая и неопытная актриса. В ее воспоминаниях осталось внимательное отношение к актерам со стороны съемочной группы — в одной из сцен ей после разговора с Мартой надо было бежать в море купаться, но вода тогда была очень холодной. Когда она выбегала из воды, на берегу ее уже ждали заботливые руки с полотенцем. По словам Индры, такие «мелочи» очень вдохновляют актера.

Индра вспоминает, что после показа сериала по центральному телевидению, она с восторгом обнаружила, что на улице узнают не только исполнителей главных ролей, но и ее. Ну а таксисты, независимо от их национальности, с тех пор возили ее бесплатно.

Коллеги знали, что режиссер Бренч на съемочной площадке настоящий натуралист, для него важно, чтобы все было по-настоящему.

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Курьезный случай из съемок одного эпизода вспоминает исполнитель роли рыбака Хенриха Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали не далеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем».

Мы — Юозас Киселюс, Улдис Ваздикс и я — держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули — резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы как кролики барахтались в воде и тонули всю ночь. Теперь из нас утопающих остался только я один — Киселюс и Ваздикс уже на том свете».

Паул Буткевич не чужой для российского зрителя актер. С 1980 по 1991 он жил в Москве, был утвержден на роль Штирлица в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Но потом начались интриги, были и такие, кто утверждал, что латыш не может играть русского разведчика.

Шумиха дошла до министра культуры СССР Фурцевой и до Брежнева. Тогда и решили, что вместо Паула Буткевича сыграет Вячеслав Тихонов, он и роста такого же, так что сшитые костюмы ему подошли.

Еще один яркий пример натуралистического подхода Бренча к съемочному процессу вспоминает актер Арий Гейкин, исполнивший роль трактирщика Аболтиньша: «Снимали сцену, когда мы приходим к Озолсу и убиваем его собаку. Озолс в возмущении хватает меня за грудки, срывая при этом с рубашки все пуговицы. Эпизод снимался многократно, и после каждого заснятого дубля пуговицы на рубашке пришивались снова и снова».

После выхода фильма в эфир, актера Гейкина часто узнавали на улице, как трактирщика Аболтиньша. Однажды актер ехал в троллейбусе, когда какой-то старик в изумлении обратился к нему: «Гейкин, ты что здесь делаешь? Ты же сел в лодку и удрал! Зачем вернулся?»

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Вспоминая о съемках эпизодов в Сибири, Озолиня говорит о прочувствованной связи между происходящим в киноленте и трагедией из жизни ее родителей: «В нашей семье была сестра Вия, три года старше меня. Когда родители из Эльбы возвращались в Латвию, сестра в поезде замерзла на руках у мамы. Снимаясь в сцене, где мы во время пурги ищем в лесу моего сына, я мысленно прочувствовала эту трагедию до самых кончиков нервов».

Главные герои фильма соперничали не только в кино, но и в жизни.

Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам.

Наш ответ «Унесенным ветром» — история о войне и любви, родившейся среди песчаных холмов. Там, где сосны подпирают небо и шумит холодное море. Русские бабы, семь вечеров подряд прорыдавшие у телевизоров, называли новорожденных дочек и сыновей Мартами и Артурами. И, пожалуй, единственное, что осталось еще у России и Латвии от общего советского прошлого, — эти уже 20-летние дети с чудными заморскими именами. А мы все так же бредем навстречу друг другу по «Долгой дороге в дюнах».

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Карьера снежной королевы.

Недавно актриса Лилита Озолиня приезжала в Россию, на гастроли с рижским театром. В обычной московской булочной ее обступили покупательницы: «Здравствуйте, Марта! Как у вас дела?»

— Меня часто называют именем героини из «Долгой дороги». Я не удивляюсь, эта роль действительно много значила. Те тяжелые пути и разлуки, которые пришлось пройти Марте, — они у каждого свои. Мой отец был военным летчиком в 30-е годы. Его сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и моя старшая сестра Вия умерла во время переездов.

Двадцать лет назад, сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Она и сейчас «номер один» в Латвии. Дни расписаны по секундам чуть ли не на год вперед: работа в театре, в студии ее имени, где создают имидж известным латвийским политикам и бизнесменам.

— Многое изменилось, но я знаю, что в России этот фильм до сих пор любят. А благодаря человеку, который снял «Долгую дорогу», я пришла в кино.
«В Италии есть Феллини, в России есть Рязанов, а у нас — Алоиз Бренч», — так говорили в Латвии про автора «Долгой дороги в дюнах».
Алоиз Бренч. Самый известный в Советском Союзе кинорежиссер-детективщик. Единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь: «Мираж», «Двойной капкан», «Шах для королевы бриллиантов».

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Со стороны Лилита кажется неприступной. Настоящая северная сдержанность. Она всегда оставалась для Алоиза Бренча больше, чем просто актрисой. Он для нее — больше, чем режиссер.

— Алик виновен в судьбе моей жизни, — Лилита путает русские слова. И в этом тоже есть какая-то нездешняя прелесть. — Я училась в последнем классе, мечтала стать врачом, когда он пригласил меня в свой первый художественный фильм. «Поступить в медицинский успеешь!» — убеждал меня Алик. Он был моим близким другом. Играя Марту, я рассказывала Алику детские воспоминания, и он все время повторял: «Делай то, что чувствуешь. Ты лучше меня знаешь, как это было!»

Ты богачка, я – рыбак.

Вначале был сценарий. Пухлая папка с набросками то ли затянувшегося рассказа, то ли незаконченного романа…
Олег Руднев. Главный комсомольский вожак курортной Юрмалы — должность такая, что до звезд легко рукой достать. Именно он вызвал «на ковер» прославленного режиссера: «Поставьте по моему сценарию многосерийный фильм!»

Бренч прекрасно понимал, что ему дают карт-бланш. «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» — улицы вымирали, когда шли первые отечественные телесериалы. Но в союзных республиках подобного еще не делали.

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

— Если бы не Олег Руднев, фильм бы прикрыли, — утверждает Ася Бренч, вдова режиссера. — Именно он обеспечил поддержку Гостелерадио, встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ. В огромных количествах Олег глотал коньяк и кофе, пытаясь оставить в картине самые острые моменты. Ведь темы, которые там затрагивались, на тот момент казались совершенно не подлежащими обсуждению.

Люди, разделенные сословными и классовыми предрассудками, любят друг друга. Глупая ссора и разрыв. Она выходит замуж за обожающего ее негодяя. Он остается у разбитого корыта, не зная, что где-то растет сын.

И долгожданная встреча через тридцать лет, сквозь лихолетье, сквозь Балтику и Сибирь…

— Эта история могла произойти в любом месте и в любое время. Но в ней не было Латвии, этого воздуха, этого моря. Все очень условно, — продолжает свой рассказ Ася Бренч. — Руднев уехал в Москву, чтобы найти человека, который смог бы эти наброски профессионально переписать.

История создания фильма «Долгая дорога в дюнах»

Читай продолжение на следующей странице
AesliB