История создания фильма «Бумбараш»

На главную роль в фильме «Бумбараш» пробовался Михаил Кононов. Однако, Валерий Золотухин подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть...

На главную роль в фильме «Бумбараш» пробовался Михаил Кононов. Однако, Валерий Золотухин подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность — возьмите меня».

История создания фильма «Бумбараш»

Во время съемок фильма происходило немало казусов, то Золотухину пришлось, переодевшись в милицейскую форму и выдавая себя за оперуполномоченного из Киева, «выбивать» у председателя местного колхоза коней для съемок. На угрозу артиста: «Расстреляю!» — тот перепугался до смерти и собрал лошадей со всей округи.

А в другой раз чуть не сварили в ванной актрису Екатерину Васильеву. По сюжету она сидела в ванне, под которой был разведен костер, ассистент следил за дровишками. А поблизости Золотухин травил анекдоты, заправляя их ядреными деревенскими частушками. Ассистент заслушался и не обратил внимания, что Васильева уже в третий раз терпеливо намекает, что ей горячо. Когда же ей стало совсем невмоготу, она выскочила из ванны совершенно голая и с воплем: «Суки, вы же меня сварили!», — понеслась прочь. Потом ждали, пока ванна остынет.

История создания фильма «Бумбараш»

В основу сценария картины, написанного Евгением Митько, легли ранние произведения Аркадия Гайдара — неоконченная повесть «Талисман», более известная под названием «Бумбараш», очерковая повесть «В дни поражений и побед» и публиковавшиеся на страницах газет рассказы о Левке Демченко («Левка Демченко», «Конец Левки Демченко» и «Гибель 4-й роты»).

Режиссерам и сценаристу удалось очень верно уловить иронический тон гайдаровской прозы и в комедийной, а местами даже водевильной форме изобразить на экране трагедию «маленького человека», вернувшегося с войны и вновь на войну попавшего. Воплотить замысел создателям удалось с помощью великолепного актерского состава и замечательных песен, написанных композитором Владимиром Дашкевичем на стихи Юлия Кима (указанного в титрах под псевдонимом «Юрий Михайлов» — в то время Ким был в опале у советских чиновников от искусства). Картина снималась на Украине, в Каневском районе Черкасской области — неподалеку от тех мест, где в 1941 году воевал и погиб Аркадий Гайдар.

Интересные факты о фильме «Бумбараш»

— Сейчас места, где проходили съемки фильма «Бумбараш», находятся под водой: в 1970-х годах в этом районе было создано Каневское водохранилище. — Открывающий картину эпизод с полетом Бумбараша на воздушном шаре снимали при помощи подъемного крана, к которому была подвешена корзина, где находился Валерий Золотухин. — Фильм едва не был запрещен цензорами, увидевшими в нем «глумление над идеалами революции».

История создания фильма «Бумбараш»

Ситуацию спас сын Аркадия Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар, морской офицер, известный писатель и журналист, сказав киночиновникам: «Этот фильм можно назвать первой отцовской картиной!» — Лошадей, которых для съемок требовалось несколько десятков, в соседнем колхозе «выбивал» Роман Ткачук.

Работа над фильмом была поручена старейшему советскому режиссеру Абраму Народицкому. Почитав сценарий Евгения Митько, мэтр высказал соображения о том, как нужно снимать картину. Однако его замысел показался членам худсовета киностудии никудышным, и они решили пригласить молодого режиссера Николая Рашеева.

Николай Рашеев рассказал, как нашел актеров для своего главного фильма

– Поначалу предполагали снять такой революционный, серьезный фильм, – вспоминает режиссер. – Я прочитал сценарий и решил, что, если кое-что переписать, может получиться симпатичная кинокартина. Связался с другом – автором и композитором Юлием Кимом, и он написал несколько песен.

— Николай Георгиевич, помните, как нашли Золотухина на роль в «Бумбараше»?

— Как раз Пасха подходила… А Золотухин на всенощной в храме пел. И было в этом нечто пронзительное.

История создания фильма «Бумбараш»

— Золотухин пел в те времена в храме?!

— Тогда это, мягко говоря, не поощрялось. Был у нас один начальник, он говорил: «Снимайте что хотите! Только без «релуги»!» Даже не мог произнести слово «религия»!

Ближе познакомился с Золотухиным я уже на Таганке. Он очень хотел сниматься (поэтому, очевидно, и пригласил меня в храм — на себя посмотреть…)

Кстати, «на Золотухина» у меня второй раз щелкнуло, когда увидел его с гармоникой в руках. Я попросил: «Спой что-нибудь!». Валера, не пытаясь скрыть досаду проигравшего, затянул частушки под гармошку. Золотухин — парень не очень обаятельный… А тут еще гримаса… В этот момент мне и показалось: оно!

Вообще странно все получилось… На главную роль к тому времени пробовался Миша Кононов. Он был бы «народным» пареньком. Но я нисколько не жалею, что взял Золотухина. Он дал отклонение, от которого рождается этот образ, потому что норма не рождает ничего кроме нормы.

История создания фильма «Бумбараш»

Таганка, где работал Золотухин, в те годы была не просто театром. Это был островок свободы, нонконформизма. «Бумбараш» снимали в 1971-м, а это — пик гонений на диссидентов: аресты, высылки, психушки, история с Солженицыным. И в Украине шла борьба с инакомыслящими. А Таганка позволяла себе «жить».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector