История фильма «Весна на Заречной улице»

Немного сентиментальная картина с незамысловатым сюжетом пленяет до сих пор удивительной чистотой и лиризмом наполняющего ее чувства. Она была второй картиной молодых режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера,...

Немного сентиментальная картина с незамысловатым сюжетом пленяет до сих пор удивительной чистотой и лиризмом наполняющего ее чувства. Она была второй картиной молодых режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера, закончивших ВГИК в 1952 году и успевших снять только дипломный фильм «Градостроители». И она же — «Весна на Заречной улице», появившаяся в 1956 году, — ознаменовала начало «оттепели» в кино.

Иван Пырьев назвал картину Миронера и Хуциева «неореалистической вариацией на тему «Барышня и хулиган». Хотя вряд ли Феликс Миронер, автор сценария, намеренно воспроизвел сюжетную схему фильма Владимира Маяковского «Барышня и хулиган», снятую в 1918 году по мотивам повести итальянского писателя Эдмонда Д’Амичиса «Учительница рабочих». Сходство между произведениями, которые разделяют почти сорок лет, безусловно прочитывается. Тем очевиднее и различия.

В «Весне на Заречной улице» выпускница педагогического института приезжает по распределению в индустриальный поселок, где ей предложена работа в вечерней школе. Ее ученики оказываются ее ровесниками, а то и старше ее.

Один из них — Саша Савченко — влюбляется в новую учительницу, неуклюже и грубовато пытается добиться ответного чувства, что вызывает ее отпор. Нечто похожее происходит с героем Маяковского, учеником воскресной школы. Только в фильме 1918 года история заканчивается трагедией и смертью влюбленного, а в «Весне на Заречной улице» финал оптимистичен.

На съёмках фильма «Весна на Заречной улице». Одесса,1956 год. Слева-направо: актер Николай Рыбников, Борис Мокроусов (третий слева), его жена, директор киностудии Горский, поэт Алексей Фатьянов.

Картина «Весна на Заречной улице» имела большой успех у публики, была высоко оценена и критиками, которых больше всего поразила «правда повседневности», достоверность изображения жизни рабочего поселка.

Совсем еще недавно, в начале тех же 50-х годов, они вынуждены были любоваться «лакировкой действительности» на экране — гладко причесанными, ухоженными и нарядными людьми в сверкающих чистотой декорациях каких-нибудь «Донецких шахтеров».

Операторы Радомир Василевский и Петр Тодоровский сняли фильм достаточно традиционно, в так называемых «естественных» композициях и колористике, заметно стремясь к созданию благоприятных условий для работы актеров и уделяя особое внимание крупным планам героев — Саши Савченко и Татьяны Сергеевны.

Потому что и для постановщиков фильма первостепенное значение имело именно актерское творчество. Ведь они реализуют на экране принципиально новую по своим содержательным задачам историю, в которой пафос «коллективизма» уступает место вдумчивому вглядыванию в отдельного человека, с намерением увидеть в нем личность со сложным внутренним миром.

Авторское уважение к индивидуальности, к тому, что человека выделяет в толпе, а не уравнивает с ней, было первым признаком гуманизации искусства на новом витке истории, сказавшимся в «Весне на Заречной улице».

Таня Левченко в исполнении Нины Ивановой выглядит поначалу тем строгим, подтянутым существом, нашпигованным знанием школьного курса литературы и инструкциями районо, каким, надо полагать, мыслили идеал преподавателя воспитавшие ее профессора педагогического института.

Она сдержанна, но не скрывает того, что готова стать наставницей и сеятельницей «разумного, доброго, вечного». Однако нормативный мир, олицетворенный юным созданием с пушистой головкой и беломраморным личиком, приходит, по воле авторов фильма, в постоянное противоречие с живой, шероховатой и многотрудной действительностью, у которой свои законы.

Совершенно правильно, казалось бы, требует учительница на первом же опросе класса, чтобы ученица встала, отвечая на вопрос Татьяна Сергеевна сурово настаивает на этом, не обращая внимания на смущение своей взрослой собеседницы и недоуменные взгляды всех остальных.

Добившись же своего, учительница сама вынуждена смутиться: у этой учащейся вечерней школы скоро родится ребенок и ей тяжело вставать из-за тесной парты.

Нет сомнений, что ученики должны быть воспитанными, ходить по струнке, не кричать с места Но на занятия приходят крановщики, шоферы и сталевары, только что отработавшие полную смену среди грохота металлургического комбината.

И учительница, так хорошо запомнившая фразы учебников о бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума», не осознает собственной комической беды — горя от казенной образованности при отсутствии истинного понимания смысла происходящего, не говоря уже о душевности и чуткости.

Любопытна обстановка комнаты, в которой живет Таня, — в ней парит нарочитая пустота, если не считать книг, сложенных аккуратной стопкой, и портрета Маяковского на стене.

К знакам аскетической интеллигентности добавлен рахманиновский концерт для фортепьяно с оркестром, который звучит по радио в ответ на заявку Тани. Она упоенно слушает музыку, забыв о госте — Саше Савченко, который сидит рядом, разминает папиросу, но, не посмев закурить, прячет ее, долго ждет, поглядывая на хозяйку, и, наконец, уходит.

Актер Николай Рыбников был мало известен до 1956 года. Но Миронер и Хуциев сделали верный выбор: Рыбников оказался не только прекрасным профессионалом и примечательной личностью, он органично привнес в образ Саши Савченко внутреннюю раскрепощенность и редкостное жизнелюбие, широту натуры и чувство собственного достоинства.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...