В 1852 году Роджер Фентон посетил Российскую империю и оказался в числе первых фотографов, запечатлевших Кремль и другие достопримечательности Москвы и Киева. Сделав документальные снимки Крымской войны в 1855 году, он вошёл в историю как первый военный фотограф. А также Фентон снял превосходные для своей эпохи пейзажные, архитектурные и натюрмортные фотографии, стремясь показать, что фотография не уступает живописи.
Роджер Фентон (Roger Fenton) появился на свет в 1819 году в семье банкира и члена парламента. Изучал право и живопись. А в 1851 году на выставке в Гайд-парке в Лондоне он познакомился с фотоискусством, поразившим его настолько, что Фентон посвятил ему следующие десть лет жизни и уже в 1850-х годах стал самым известным фотографом в Англии. Он освоил все фотографические жанры: от архитектурной, пейзажной и портретной фотографии до натюрмортной, репортажной и военной съёмки.
Фентона привлекали благородные загородные дома и исторические руины, превращавшие сельские окрестности Англии в величавые пейзажи. С не меньшим интересом он запечатлевал виды с соборами, королевскими замками и зданиями парламента, олицетворяющими власть в Великобритании. Безупречная техника и чутьё художника в построении композиции и использовании света помогали Фентону создавать фотографии, сочетавшие чёткость с поэтичностью и романтизмом.
В 1855 году он сделал серию документальных фотографий Крымской войны, став первым официальным военным фотографом.
В середине девятнадцатого века, поддавшись всеобщему увлечению всевозможной экзотикой, Фентон выпустил серию изображений восточных костюмов, в которых стремился к эффекту театральности, присущему Делакруа и Энгру. В итоге с замечательной серей натюрмортов он с триумфом достиг цели, которую изначально перед собой ставил: показать, что фотография может приравниваться к живописи или даже превзойти её.
Активно пропагандируя фотографию, Фентон инициировал основание Фотографического общества (ныне Королевское фотографическое общество), которое способствовало популяризации фотографии и помогало устраивать выставки работ своих членов по всей Великобритании. Но в 1862 году по причинам личного и профессионального характера он продал своё оборудование и негативы, покинул фотосообщество и вернулся к юридической практике. Однако за десятилетнюю карьеру фотографа Роджер Фентон многое сделал для того, чтобы превратить искусство фотографии в средство мощного повествовательного характера и визуальной отрады.
В этой подборке фотографии из книги «Всё величие мира: фотографии Роджера Фентона, 1852-1860».
Автопортрет, февраль 1852.
Российская империя, 1852
Москва, купола церквей в Кремле, 1852
Южная сторона Кремля со старого моста, 1852
Кремлёвские стены, Москва, 1852
Стены Кремля, Москва, 1852
Храм Христа Спасителя, Москва, строительство, 1852
Берег Днепра; отдалённый вид на Киев, 1852
Ранние виды, 1854
Аббатство Фаунтинс, 1854
Монастыри, Тинтернское аббатство, 1854
Аббатство Риво, дверной проём, северный трансепт, 1854
Аббатство Риво, высокий алтарь, 1854
Аббатство Риво, 1854
Река Уорф, 1854
Крымская война, 1855 год
Причал, крупный рогатый скот, Балаклава, 1855
Пристань, магазины, Балаклава, 1855
Кухонная площадка 8-го гусарского полка, 1855
Группа хорватских руководителей, 1855 год
Капитан лорд Балгон, Гренадерский полк, 1855