Запечатленные на пленке люди и события становятся частью истории, рассказывая нам правдивые факты о том, как «все это было на самом деле». Талантливый мастер фиксирует внешний облик происходящего, одновременно раскрывая суть. Те фотографы, кому это удается, по праву становятся достоянием национальной культуры…
Одним из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия был Макс Владимирович Альперт. Еще до революции учился на фотографа в Одессе. В 1919 году вступил в Красную армию, а после окончания Гражданской войны переехал в Москву, где стал работать фотокорреспондентом в «Рабочей газете».
Настоящим открытием Альперта стали серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные серии молодого фотографа, а их в его архиве насчитывается около пятидесяти, были сделаны на «Великих сталинских стройках». Его масштабные полотна отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений или естественных ландшафтов — на заднем.
Одновременно Альперт много работал в жанре фотопортрета, снимал многих крупных советских и зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей.… И может быть не каждая его фотография становилось шедевром, но Альперту почти всегда удавалось донести до зрителя внутренний мир «модели».
Возвращение А.М.Горького из Италии, 1928 год
Сталин, 1936 год
Михаила Фрунзе
Строители Большого Ферганского канала, 1939
Стройка канала, 1939 год
Комбат, 1942 год
«Мне как военному корреспонденту, работнику “Красной звезды” немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество», – писал о фотографе Константин Симонов.
Солдаты ведут разведку в плавнях Кубани на надувных резиновых камерах, 1943 год
На фронте
Бой за населенный пункт, 1944 год
В минуты отдыха