Звездный миг летчика Алексея Назарова

23 сентября 2013 года совершил подвиг самопожертвования старший летчик войсковой части 40491 капитан Алексей Назаров.

В тот вечер боевой самолет СУ-25, пилотируемый капитаном Алексеем Назаровым, вылетел с аэродрома Приморско-Ахтарск. Офицеру предстояло отработать четыре упражнения в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях (СМУ). Погода была скверная. Низкая облачность, дождь. Но для первоклассного военного пилота капитана Назарова подобные сложности не представляли большой проблемы. За годы службы он налетал почти 800 часов, в том числе — 600 на штурмовике Су-25. Имел опыт полетов и в СМУ. Однако в тот вечер, вероятно, что-то случилось с самолетом. Поскольку во время выполнения третьего упражнения пропала связь с летчиком. А потом прозвучал доклад руководителю полетов: «Катапультируюсь!» Это было ровно в 20 часов 17 минут. Связь снова пропала.

В воздух был немедленно поднят вертолет поисково-спасательной службы. Спасатели вскоре обнаружили место падения Су-25 — большое кукурузное поле в пяти километрах от станицы Новоминской и в полусотне километров от родного аэродрома. На месте катастрофы спасатели увидели догорающие обломки Су-25, которые были разбросаны на сотни метров, причем хвост лежал отдельно от кабины. Катапультного кресла и летчика в кабине не было. Тогда еще оставалась надежда найти его живым. Но к утру недалеко от обломков самолета обнаружили искореженную катапульту и останки пилота.

По данным представителей Минобороны, причиной аварии, вероятнее всего, стала нештатная ситуация на борту. Пилот потерял управление, но при этом успел отвести машину в сторону от ближайшего населенного пункта, благодаря чему разрушений и жертв среди гражданского населения удалось избежать. По предположению специалистов, Алексей Назаров увёл аварийный самолет от Новоминской, затем пытался посадить машину на грунт. А в последний миг катапультировался. Едва коснувшись земли, СУ-25 взорвался, что и явилось причиной гибели пилота.

Капитану Алексею Назарову шел 32 год. Он родился в 1981-ом году в селе Кухаривка Ейского района. С детства мечтал о небе. Окончил Армавирский военный авиационный институт. У Алексея остались жена и семилетняя дочь.

«Алексей совершил героический поступок — увел падающую машину от жилых домов, но сам спастись не успел. Вечная ему память…», — написал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в своем микроблоге в Twitter. Он также выразил соболезнование родными и близким Алексей Назарова.

Минобороны ограничилось констатацией: «пилот отвел машину от ближайшего населенного пункта и пытался посадить ее на грунт. От соприкосновения с землей самолет взорвался».

О награде, обеспечении семьи пока ни слова. Министру обороны было, видимо, некогда: в тот день он открывал памятник Грачеву, расстрелявшему из танков в 1993 году законодательную власть России. Теперь в цене такие вот «герои».

Справка

Су-25 был разработан в ОКБ Сухого в 1968 году, в феврале 1975 года в воздух поднялась первая опытная машина. Серийное производство началось в 1979 году, а в апреле 1981-го первые Су-25 были переданы в состав ВВС СССР. Всего выпущено более тысячи этих штурмовиков, предназначенных для ведения боевых действий на переднем крае поле боя в тактической и ближайшей оперативной глубине в условиях визуальной видимости днем и ночью. В российской армии Су-25 получил прозвище «Грач». Самолеты этого типа принимали участие во множестве военных конфликтов, начиная с Афганистана. По программе перевооружения российской армии, останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года.

ТТХ:

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,36 м (с ПВД)
  • Размах крыла: 14,36 м
  • Высота: 4,8 м
  • Масса пустого: 9 315 кг
  • Масса снаряжённого: 11 600 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
  • Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 000 кг
  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч

В последние годы с самолетами этого типа произошло несколько катастроф. В июне 2000-го у поселка Башанта (Ставропольский край) разбился Су-25. Летчик погиб. Через год, в июне 2001-го, в районе Итум-Кале (Чечня) в горах два штурмовика столкнулись с землей. Оба пилота погибли. Там же в Чечне, в селе Ведено, в апреле 2002-го Су-25 разбился при выходе из пикирования. Летчик погиб. В 2006-м в под Брянском упал штурмовик, летевший в составе звена из четырех Су-25. Пилот погиб. В марте 2008 года такой же самолет потерпел катастрофу при выполнении плановых полетов в гарнизоне Черниговка в 143 км от Владивостока. Пилот погиб. Причиной катастрофы, как установило следствие, стало попадание в него ракеты ведомого самолета. 6 августа 2010 года в Забайкалье произошла очередная авария Су-25, летчик успел катапультировался.

автор: Сергей Турченко

источник: rosgeroika.ru

AesliB